Меню
16+

«Знамя». Газета городского округа город Чкаловск Нижегородской области

Нижегородская область/Городской округ город Чкаловск
23 июля 2018, пн 2018.07.23 20:21:23
16+

Знамя

Знамя

53

Рубрика "Белогородье"

Почему "Белогородье"?

Читателю уместно задать такой вопрос. И нам, организаторам информационно-просветительского проекта, который планируется выпускать на страницах газеты «Знамя» ежемесячно, нужно на него ответить.

Согласно "Топонимическому словарю Нижегородской области", Белогородье — средневековое название современной территории Чкаловского района. В Тверском летописном сборнике сохранился рассказ о нападении ордынцев на нижегородские земли в 1408 году. Тогда, захватив Городец, татары "поидоша…вверх по Волзе, воюючи обе стране, и быша в Белогородия". Спустя два года, по завещанию князя Владимира Андреевича Храброго, Белогородье отошло второму сыну владельца — Семёну. В описании 1619-го писцов И. Житкова и подьячего И. Дементьева Белогородская волость Нижегородского уезда представлена как расположенная по правому берегу Волги, к северу от впадения в неё Юга, далее вверх по Волге выше села Катунок, по правым притокам Волги — рекам Троце и Санахте. Василёва слобода названа центром волости.

Происхождение названия "Белогородье" не вполне понятно. Нижегородский краевед Д. Н. Смирнов полагал, что Белое городье — "околица, край, граница Белой Руси, за которой Маура, та сторона, марийцы, дикое Заволжье". "Топонимический словарь Нижегородской области" предлагает иную версию: "Лингвистами отмечено, что слово "ак" ("белый") в тюркских языках обозначало западное направление (отсюда происходит распространённое название русского царя — "белый царь"). Белогородье — непосредственно первые на запад от территорий, заселенных тюркскими народами, русские земли...".

Для нас, православных людей, важно то, что в рассматриваемом имени звучит "Белый город" — ослепительный град на холме, идеал, сияющий Небесный Иерусалим… В славянском языке "белый" значит также "свободный". Белый (свободный) город на Волге (воде). Так это же Беловодье! Легендарная страна из русского народного предания. Рай, откуда в сказках течёт Молочная река. Образ Беловодья переплетается с образом невидимого града Китежа.

Роман Сосинович: "Нужно попытаться возродить в своей душе любовь"

Это интервью с благочинным нашего округа протоиереем Романом Сосиновичем состоялось в дни Рождественского поста. Благочинный ответил на вопросы, прежде всего светской аудитории, которые часто звучат и от наших читателей. Подвел итоги года и рассказал, как встречает Рождество Христово его семья и наш чкаловский округ.

- Отец Роман, каким выдался для Вас, благочинного нашего округа, этот год? Назовите наиболее значимые события. что удалось сделать, а что не получилось?

- Забота о храмах в последние годы стала делом нелегким, возросли платежи практически на всё, и, как следствие, возникла острая нехватка финансовых средств. Это несомненно сдерживает развитие приходов. Но, тем не менее, по всему благочинию ведутся работы по благоустройству храмов. Так, например, в храме в честь великомученицы Анастасии Узорешительницы города Чкаловска силами прихода и дружного коллектива ОАО "ЧЭМЗ" ведутся грандиозные работы по реконструкции здания храма. Отдельная наша благодарность Карасеву Николаю Алексеевичу, Сивохину Михаилу Геннадьевичу, Маклакову Андрею Александровичу и всему коллективу предприятия. Их стараниями уже установлена новая кровля, купол и крест в новой части храма. Внутри устроены новые отапливаемые полы, электропроводка, система отопления, заказан новый иконостас.

В храме села Пурех также ведутся активные ремонтно-реставрационные работы. Радуют своей красотой новые купола, открыта для прихожан главная часть храма, где сохранились фрагменты древнего убранства.

В селе Чистое стараниями Кошелева Михаила Васильевича продолжается строительство храма-часовни в честь Архистратига Божия Михаила, установлен новый иконостас, смонтирована система отопления, благоустраивается территория храма. За активную работу в храме хочется поблагодарить Курицына Юрия Михайловича, а также руководство и жителей села.

По милости Божией различные работы ведутся во всех храмах благочиния. К сожалению, а, может быть, и к счастью, не всем и не всегда заметен наш труд, часто он воспринимается как что-то должное и обыденное. Трудностей действительно много, но мы не унываем. С нами Бог, и значит, мы одолеем все трудности и пройдем отмеренный нам путь.

- Расскажите, пожалуйста, о планах строительства, реконструкции храмов. Как можно помочь делу?

- Дело возрождения храмов — дело Богоугодное, оно всегда было сопряжено с жертвенной любовью к людям и тому месту, где человек родился и живет, воспитывает детей, где надеется нянчить своих внуков.

Как случилось, что многие наши храмы до сих пор не восстановлены? Как случилось, что в городе Чкаловске, где проживает 11 с половиной тысяч жителей, так и не начато строительство нового храма? Ответ прост. Уж очень мы не похожи на тех мужественных, сильных духом и духовно богатых людей, которые жили до нас на нашей земле. Кровь в нас та же, внешне мы похожи, а с душой что-то не так. Строим, работаем, но только для себя. Надеемся, что кто-то придет и даст нам просимое. Но почему кто-то должен нам что-то давать, и кто это должен быть? Более всего печалит, что современное общество до сих пор не может вернуться к духовной православной традиции, которая развивала нашу страну, ковала особый по силе русский дух. но это уже отдельный и очень большой и нелегкий разговор.

Как помочь? Ответ прост: повернуться лицом к Богу и Его храмам. Попытаться принять и познать православную веру. Попытаться воскресить и возродить в своей душе любовь к Богу, стране и ближним — это и будет самой лучшей помощью.

- Отец Роман, совсем скоро мы будем встречать великий праздник Рождества Христова. А как встречаете его Вы и Ваша семья?

- Рождество — это величайший по значению и силе праздник. Праздник религиозный, светлый и радостный. Я и моя семья, как и любая семья священнослужителя, встречает день Рождества Христова в храме на ночном богослужении. Я совершаю Божественную литургию, супруга Елена поет на клиросе (в хоре), сын Михаил помогает в алтаре.

Праздничному столу не придается какое-то особое значение, все-таки главное — это праздник духа, праздник общения с Богом и единомышленниками.

В этот светлый праздник я хочу пожелать нашим уважаемым читателям, чтобы сердца постоянно стремились к Спасителю, чтобы мир Божий жил в нас, чтобы благая воля и взаимная братская любовь украшали нашу жизнь как в наступившем новолетии, так и на всем жизненном пути. Мира и радости всем в светлый праздник Рождества Христова!

Расписание Рождественского богослужения в храмах

Чкаловского благочиния:

- г. Чкаловск, с. Пурех,

с. Катунки, д. Матренино -

с 23.00 — 04.00;

- с. Сицкое — с 7.00 — 12.00

(7 января);

- д. Вершилово — с 8.00 — 12.00 (7 января).

У витязей появился свой штаб

В отдельно стоящем здании на территории военкомата теперь располагается штаб военно-патриотического отряда "Православные витязи".

Радостному событию была посвящена встреча 19 декабря с чином освящения, который провели благочинный округа протоиерей Роман Сосинович и протоиерей Геннадий Алехин. Место, где собрались представители власти, дети, педагоги, родители, благоустроители, ветераны вооруженных сил, выбрано неслучайно.

В городе он был создан три месяца назад и стал очень популярным среди подрастающего поколения. Вместе со своими наставниками ребята с удовольствием занимаются военным делом, изучают слово Божие, но делать это приходится на разных площадках Чкаловска: в воскресной школе при храме св. вмч. Анастасии Узорешительницы, ФОКе чкаловского техникума, ДКС. В одном месте все не умещаются.

Администрация округа приняла решение предоставить организации отдельное помещение: два учебных класса в здании военкомата. И это неслучайное решение: военно-патриотическое воспитание является одним из приоритетных направлений сотрудничества государства и Церкви.

Под руководством наставников — отца Геннадия Алехина и офицера в отставке Вячеслава Кучерова, с помощью благотворителей в классах был проведен ремонт. Помещение заметно преобразилось. Стало уютным, удобным для учебы.

В его открытии приняла участие заместитель главы администрации городского округа город Чкаловск Л.Е. Владимирова. "Когда появляются люди, готовые служить красивой идее, находятся и последователи. В этом большая заслуга отца Геннадия и его соратников. Выражаю искренние слова благодарности вам. Вы даете сегодняшним мальчикам шанс вырасти настоящими мужчинами", — отметила она.

Благочинный о. Роман Сосинович поблагодарил всех, кто принял участие в этой работе. "Организация "Православные витязи" начала свою деятельность в Катунках, — отметил он. — В этом году опыт был перенесен в Чкаловск. И мы видим, как это востребовано и нужно. Поэтому будем делать все возможное, чтобы детская организация не просто была, а приносила реальные плоды".

Отец Геннадий вручил благодарственные письма всем, кто помогал в этом деле: Л.Е. Владимировой, А.В. Пигасову, И.В. Сорокину, П.Е. Королеву и многим другим неравнодушным людям.

Подготовили Екатерина Кутейникова и В.Е. Китаичев, помощник благочинного г.о.г. Чкаловск, фото авторов.

Новомученик Иоанн Никольский.

Время революционных потрясений — сложное и запутанное. Трудно осмыслить все безумие этого лихолетья, его жертвы, его героев.

За последние 20 лет Русская Православная Церковь канонизировала более тысячи новомучеников и исповедников.

И это лишь вершина айсберга. Каждый день исследований прибавляет к скорбному списку новые и новые имена.

В 1917 году в Сицком был разрушен памятник царю Александру II "Освободителю", возведенный в 1913 году к 300-летию дома Романовых около церкви. Так в селе свершилась Октябрьская революция… Жизнь начала быстро меняться. Эти изменения негативно отразились на церкви и трагично на судьбах священнослужителей послереволюционного времени и членах их семей.

В те годы в Сицкой церкви служили пять человек. Это священники Никольский Иван Павлович, Славолюбов Иван Иванович, дьякон Лохов Петр Алексеевич, дьяк Потехин Петр Федорович, псаломщик Славолюбов Владимир Иванович.

Никольский Иван Павлович родился 30 апреля 1874 года в Нижнем Новгороде в семье дьякона, впоследствии священника в селе Толоконцево Семеновского уезда. Иван Никольский учился в Нижегородской духовной семинарии. После женитьбы, 6 декабря 1895 г., в возрасте 21 года был рукоположен в сан священника и поступил на службу в село Сицкое, где и прослужил всю свою жизнь. Дата 1895 год указывает, что он четыре года совершал службы вместе с псаломщиком Константином Воскресенским, отпевал его в 1899 году вместе с отцом Афиногеном Преображенским, который был духовником псаломщика. Отец Афиноген 16 лет (до 1894 г.) был священником Сицкой церкви, а с 1895 г. — Вознесенской церкви в с. Василёво.

Семья Никольских жила в доме, построенном еще в XIX веке для священников. Это небольшое здание с мезонином под железной крышей находилось в 30 метрах от церкви.

Обстановка в доме отличалась простотой. Но было уютно, чисто, много книг. Все члены семьи священника были грамотными людьми. К 30 годам семья состояла уже из 5 человек. Жену звали Елизавета Васильевна, а сыновей — Николай, Александр и Сергей. Никольские имели пахотные земли, сенокосные угодья, держали лошадей и коров. Был у них большой фруктовый сад и огород с колодцем.

Среди прихожан отец Иоанн слыл строгим батюшкой, его побаивались, но уважали и любили. На приходе отец Иоанн исполнял обязанности преподавателя Закона Божьего в Ступинском начальном земском училище. Как замечательный проповедник он являлся членом миссионерского епархиального братства Святого Креста и проводил беседы с раскольниками всего Балахнинского округа. В 1925 году был назначен благочинным Василёвского уезда.

Село Сицкое, дом Иоанна Никольского слева.

Никольский Иван Павлович прослужил в Сицкой церкви 42 года, до 16 сентября 1937 года, когда он был арестован и вывезен из села в г. Горький. До этого его арестовывали 4 раза. Первый раз — в мае 1918 г., сразу после мятежа хлеботорговцев в с. Василево. Священника, как и других участников этого бунта, ревтребунал осудил к заключению в лагерь, но впоследствии о. Иоанн был оправдан. В эти же дни была арестована и его жена, но отпущена на свободу.

В 1920 г. он был арестован за распространение антисоветской литературы, амнистирован и через два с половиной месяца заключения освобожден за недоказанностью вины.

В 1937 году — пятый арест. На этот раз обвинения были очень серьезные: контрреволюционная агитация в составе контрреволюционной организации, возглавляемой митрополитом Феофаном (Туляковым). Никольский в ходе следствия не признал своей вины. Был приговорен к высшей мере наказания — расстрелу с конфискацией имущества. В обвинительном заключении следователь НКВД запишет, что Никольский И.П. "имел тесную связь с осужденными за контрреволюционную деятельность в августе и сентябре сего года… Обвиняется в том, что систематически вел антисоветскую агитацию среди колхозников и единоличников окрестных деревень и внушал подведомственным ему попам так же вести антисоветскую агитацию. Совместно с попом Худяковым среди прихожан сеял недоверие к советской власти, говорил, что она притесняет, облагает большими налогами, что советская печать лжет, а за границей пишут правду…"

Жена Никольского Елизавета Васильевна пыталась узнать о судьбе мужа, в феврале 1938 года писала письма и народному комиссару внутренних дел СССР Ежову Н.И., и самому И.В. Сталину. Из письма к Сталину: "Шестнадцатого сентября 1937 года органами НКВД был арестован мой муж Иван Павлович Никольский, священник села Сицкое. Причина ареста мне не известна. Возраст ему 64 года. Кроме того, он болен астмой и пороком сердца. Какова его судьба и где он сейчас находится, не знаю. Все мои попытки узнать не привели ни к чему. Ни справочное бюро тюрьмы, ни прокурор тюрьмы, ни военный прокурор при уполномоченном НКВД по Горьковской области не дали мне ответа. При аресте он был взят в летней одежде. Зимнюю одежду и белье не принимают. Посылка с одеждой, посланная почтой, возвратилась обратно. Прошу Вас, Иосиф Виссарионович, разобрать дело по обвинению и о результатах сообщить мне". В ответ на это обращение (письмо за пределы Горьковской области направлено не было) прокуратура сообщила Елизавете Васильевне в устной форме, что "ее муж Никольский Иван Павлович 22 октября 1937 года был осужден и сослан в лагерь без права переписки и в пересмотре дела отказано".

На самом деле отец И. Никольский был расстрелян 4 ноября 1937 года вместе с другими священниками Балахнинского и Чкаловского районов и погребен в общей безвестной могиле.

В 1937 году после ареста священнослужителей Сицкая церковь была закрыта. На ее дверях, как вспоминают очевидцы, появились огромные замки. А затем в один из летних дней 1938 года в Сицкое прибыли подводы и незнакомые сельчанам люди. Весть о том, что будут снимать колокола, быстро облетела село, и его жители собрались у церковной ограды. Приезжие из села Василёва мужики забрались на колокольню…

Тамара Александровна Ступина, жительница села, вспоминает: "Помню, как сицкие женщины упали на колени с мольбами и слезами, молясь, ползали на коленях вокруг церкви, пытаясь остановить вандалов. Когда сбросили большой колокол, он под тяжестью своего веса почти весь ушел в землю. Колокола поменьше сбрасывали на большой, и тот разбился на куски. Осколки колоколов погрузили на телеги и куда-то увезли…"

Через 52 года священник Никольский И.П. был реабилитирован Постановлением прокурора Горьковской области от 9 августа 1984 года, а церковью признан как новомученик.

Автор Н.Н. Скокова, жительница с. Сицкое.

Как «Православные витязи» в воинской части побывали.

В зимние каникулы ребята из военно-патриотической организации "Православные витязи" города Чкаловска не сидели без дела: участвовали в богослужениях церкви, в Крестном ходе на Престольном празднике великомученницы Анастасии Узорешительницы, пели колядки в Рождественскую ночь, выступали на рождественской ёлке прихода и всего благочиния, устраивали чаепитие с играми для именинников.

А недавно большим коллективом на автобусе и двух машинах витязи отправились в воинскую часть 6-ой танковой бригады военного гарнизона Мулино Володарского района Нижегородской области, где знакомились с историей своего Отечества, русского воинства.

Это единственная танковая часть, участвовавшая в Курской битве в 1943 году и сохранившаяся до нашего времени! Путь танковой бригады запечатлен в музейных экспонатах и картах боев, в истории ее героев и их подвигов, о чем подробно рассказала экскурсовод воинской части. Ныне танковая часть участвует в боях по освобождению Сирии от боевиков ИГИЛ. Заместитель командира по воспитательной работе подполковник Смирнов Андрей Николаевич проверил строевую подготовку ребят, показал солдатские казармы, условия жизни и тренировок воинов из разведроты, научил витязей стрелять по экранным мишеням в кабинете учебных тренажеров из автомата Калашникова и РПГ (ручного переносного гранатомета).

Протоиерей Георгий Белоусов, настоятель храма Ченстоховской иконы Божией Матери, провел экскурсию по храму, рассказал об иконах, две из которых привезены из Сирии боевыми офицерами. Вместе с витязями он совершил молебен и подарил каждому из них по молитвослову православного воина.

Ребят покормили в солдатской столовой, и они счастливые и довольные поехали с молитвами и песнями домой. Возглавляли поездку руководитель витязей протоиерей Геннадий Алехин и его заместитель подполковник Кучеров Вячеслав Николаевич.

Ребята и руководители благодарят управление образования и молодёжной политики городского округа город Чкаловск и спонсоров, оказавших содействие в осуществлении этой важной для детей поездки, которая навсегда останется в их сердцах.

Мнение

Фёдор Алёхин:

- Очень рад, что посетил Мулинскую воинскую часть 6-ой танковой бригады. Было очень интересно послушать экскурсоводов, посмотреть, как живут солдаты в казармах, подержать в руках настоящее оружие и даже пострелять из автомата Калашникова и РПГ на компьютерном экране.

Незабываемым стало общение с отцом Георгием, который рассказал нам историю храма и некоторых икон в нем. Мы вместе помолились

Хотелось бы почаще ездить по таким местам!

Материалы подготовили протоиерей Геннадий Алёхин и Екатерина Кутейникова, фото авторов.

Первая неделя после Пасхи. Светлая.

Уроки. События. Судьбы.

"Свято-Сергиевские образовательные чтения" в очередной раз собрали ребят нашего округа в Катунской школе. В этом году в чтениях приняло участие подрастающее поколение самых разных возрастов: от воспитанников детских садов (они защищали свои работы на базе детского сада "Светлячок") до учеников 11 классов. В каждой возрастной группе работали две секции: исследовательская и творческая.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.