Меню
16+

«Знамя». Газета городского округа город Чкаловск Нижегородской области

27.11.2018 14:45 Вторник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 88 от 27.11.2018 г.

Катунки: танцплощадка или Место встречи изменить нельзя

Автор: А. Юницкий.
Фото предоставлены автором.

История моего родного поселка меня интересовала всегда. Наиболее богатая информация на эту тему имеется в Катунской сельской библиотеке и в краеведческом музее Катунской школы. Есть несколько нижегородских историков-краеведов, профессионально интересовавшихся историей поселка/села Катунки и обладающих ценнейшими сведениями в этой области. Без сомнения, также этой темой давно интересуется Н.Ф. Поляков, и он тоже немало знает о нашей истории. Именно он был главным инициатором издания нескольких книг на эту тему. В стихах и прозе о Катунках много, красиво и интересно написал В.Н. Гофман. Не обошли вниманием и чкаловские краеведы: В.А. Персидский, В.А. Беляев, В.П. Лукин. Наконец есть немало статей в местных газетах. Интересные материалы можно найти в сети Интернет.

В свою очередь мне также захотелось написать собственные воспоминания о жизни нашего поселка. А одной из причин, побудившей меня взяться за это дело, явилось следующее небольшое открытие. Я вдруг понял, что всё, чем жили Катунки в 60-90-е годы ХХ века, это уже история. Большое количество людей, чья жизнь тем или иным образом связана с Катунками, даже сейчас знают и помнят об этом не так уж много. Дальше будет ещё хуже. Память человека несовершенна. Даже важные и интересные события со временем из неё стираются.

Исходя из этих соображений я хочу зафиксировать и свои собственные воспоминания о некоторых страницах истории Катунок, написать неофициальную историю если не всего поселка, то хотя бы отдельных составных его частей. Это будет рассказ о времени, более близком к сегодняшнему дню, но уже ставшем историей. Речь пойдет главным образом о 60-90-х годах ХХ века. Да и в первые годы нынешнего столетия уже можно "заглянуть". Уходит из жизни старшее поколение катунцев, и кто-то должен рассказать об этих людях, о том, как они жили и как в этот период изменялся поселок Катунки.

В основном это будет повествование об учреждениях, предприятиях, организациях, местах отдыха нашего поселка, с помощью чего можно себе представить довольно целостную картину жизни того времени. Конечно, это несколько субъективно, но я постараюсь не искажать события и факты.

На протяжении многих лет в Катунках существовал такой "особый объект", как танцевальная площадка. Она была не просто местом для танцев: её функции были гораздо шире. Фактически несколько поколений молодых людей значительную часть своего времени проводили в её "стенах". На танцплощадке происходили встречи и знакомства, начинались романтические истории или, наоборот, разрывались ещё не окрепшие отношения. Порой здесь кипели нешуточные страсти, бушевала ревность, ручьем лились слезы, раздавались пощечины и мелькали кулаки. Или же тихо и радостно зарождалась любовь, в результате которой создавались семейные пары. В общем, было много всего и всякого. Что касается непосредственно музыки и танцев, то во все времена молодежь любила послушать музыку и потанцевать. У молодежи поселка Катунки и жителей близлежащих деревень на протяжении многих лет такая возможность была. Понятно, что речь идет о летнем периоде времени. Впрочем, обо всем по порядку.

Старая танцплощадка

Первая танцплощадка была деревянной и располагалась в восточной части Катунского парка, рядом с волейбольной площадкой и неподалеку от границы территории базы отдыха "Катунки". Думаю, что построена она была в начале 60-х годов и функционировала около 15 лет (или несколько больше).

После её сноса на этом месте были установлены элементы детской площадки и спортивные снаряды, остатки которых существуют до сих пор.

Если учесть, что население поселка Катунки в 60-70-е годы было в несколько раз больше, чем сейчас, то можно представить, как многолюдно было на танцплощадке во время танцевальных вечеров или иных развлекательных мероприятий. Думаю, цифра эта колебалась от 100 до 250 человек и более. При этом количество посетителей могло быть значительно больше, но вместить всех танцплощадка просто не могла. А в парке собиралось много зрителей — катунцев. Посмотреть действительно было на что. Например, на то, как присутствующие "исполняли" новые по тем временам танцы. В конце 60-х годов в моду вошел так называемый шейк — быстрый танец, в котором присутствовали элементы разных известных танцевальных направлений (твист, буги-вуги, рок-н-ролл и др.), а также элемент свободы и фантазии. Танцевать красиво мало кто умел, но все пробовали, и нередко получалось довольно комично. Поэтому зрители частенько посмеивались над не очень удачливыми танцорами. Кстати, думаю примерно в это время шейк начал превращаться просто в быстрый танец, в котором движения становились всё более произвольными. Потом эта тенденция только усиливалась. Большим спросом на танцплощадке пользовались медленные танцы, в том числе вальс. Молодые люди приглашали понравившихся девушек и таким образом знакомились с ними. Дамские танцы объявлялись редко. Юноши нередко их побаивались и даже старались спрятаться или выйти с танцплощадки во время таких танцев. А все потому, что танцевать умели плохо, стеснялись этого и боялись насмешек. Вальсировать умели многие, а кто не умел, стремились научиться.

Среди зрителей, окружавших танцплощадку, можно было увидеть матерей тех молодых людей, которые могли себе позволить "пригубить" горячительные напитки или любителей помахать кулаками. И матери "пасли" своих сыновей, стремясь не допустить плохого.

Справедливости ради надо отметить, что нетрезвых людей на танцевальных вечерах было гораздо меньше, чем сейчас. Подавляющее большинство составляли люди трезвые либо позволившие себе совсем немного для храбрости. Настоящих пьяниц были единицы, их знали в лицо, поименно, и всерьез к ним никто не относился. Большинство девушек считало неприличным танцевать с подвыпившим и покачивающимся кавалером.

Приходили потанцевать и повеселиться

Посетителями танцевальных вечеров в 60-70-е годы были люди в возрасте от 17-18 до 30 лет. Что касается школьников, а именно старшеклассников, то на танцевальных вечерах их было крайне мало. Им здесь было не место, так как их считали "салагами". Даже самые бойкие из них были обречены "ютиться" в уголке, вести себя скромно и не высовываться. А многих просто не отпускали родители. Считалось, что детям в возрасте 15-16 лет после 21-22 часов положено быть дома. Лично мне родители тоже не разрешали гулять долго и находиться возле танцплощадки. Все-таки это было место отдыха взрослых людей. Исключение составляли подростки двух категорий. Во-первых, не очень послушные, для которых запрет родителей не был безоговорочной истиной. А во-вторых, старшеклассники, проживавшие в городе и гостившие летом у своих бабушек-дедушек. Понятно, что последние не всегда держали любимых внуков в строгости, а некоторых любимые чада просто не слушались.

На танцплощадке можно было увидеть и такую картину, совсем не характерную для сегодняшних дней. Группа парней "кучкуется" вместе, танцует, как правило, только быстрые танцы. И состоит такая группа из ребят, "сколотившихся" по территориальному принципу. Например, "толчковские": так называли катунцев, проживавших в южной части поселка, ближе к больнице. Или группа парней "с той горки": так называли жителей северного поселка. Порой такие группы были довольно многочисленны. Тем более, что в них входили подростки и парни, приехавшие из городов к своим бабушкам-дедушкам и другим родственникам.

Естественно, по такому же территориальному принципу формировались компании, приходившие на танцы из близлежащих деревень. К примеру, "неверовские". Это была также вполне многочисленная компания, причем отличавшаяся не очень хорошим поведением. "Неверовские" ребята относились к таким посетителям, кто приходил на танцы "за приключениями", зачастую находясь в нетрезвом состоянии.

Хиты разных лет

Какой была сама музыка и как она воспроизводилась? В начале 60-х на танцплощадке включались обычные грампластинки, которые ставились на электропроигрыватели. Звук усиливался с помощью появившихся примитивных усилителей, мощностью 40-60 Вт и таких же акустических моносистем. В конце 60-х появились первые катушечные магнитофоны. Несколько позднее — первое стерео, которое казалось почти пределом качества. Проще говоря, клубный работник в течение танцевального вечера ставил пластинки, а точнее отдельные, наиболее популярные песни. Этого на протяжении ряда лет было вполне достаточно, чтобы народ был счастлив и отрывался как мог. Главная проблема состояла в том, чтобы раздобыть эти самые грампластинки с модными песнями.

Если попытаться вспомнить, какие исполнители и какие песни были наиболее популярны в конце 60-х — первой половине 70-х, то в первую очередь вспоминаются бурно вошедшие в моду такие первые ВИА (вокально-инструментальные ансамбли), как "Норок", "Поющие гитары", "Голубые гитары", "Веселые ребята", "Песняры". Чуть позже — "Ариэль", "Самоцветы", "Поющие сердца" и др. Иностранной музыки почти не было. Если и появлялись редкие песни на английском языке, то даже на пластинках часто не был указан их исполнитель, а писалось просто "вокально-инструментальный ансамбль".

Среди конкретных песен, популярных в описываемый период, припоминаются такие, как "Толстый Карлсон", "Сумерки", "Песенка велосипедистов", "Ноктюрн", "Облади-облада", "Алешкина любовь", "Для меня нет тебя прекрасней", "Отчего" и др. Популярность этих песен была огромной. Их тексты знали практически все, и зачастую одну и ту же песню включали по несколько раз за вечер. Из инструментальной музыки запомнилась прекрасная долгоиграющая пластинка тех же "Поющих гитар" с мелодиями "Апачи", "Вечерний город", "Цыганочка", "Сюрприз" и др. Это был первый отечественный опыт исполнения мелодичного сёрф-рока.

По примеру первых профессиональных коллективов самодеятельные ВИА начали создаваться повсеместно, в том числе в небольших городах и даже селах. А выступать они начали на танцах, концертах, праздниках, студенческих и школьных вечерах, свадьбах и т.д.

Катунские ВИА

История существования катунских самодеятельных вокально-инструментальных ансамблей для меня очень интересна. Она прошла на моих глазах, с моим непосредственным участием, и об этом, вероятно, я расскажу отдельно. Пока же кратко коснусь этой темы, насколько это необходимо в рассказе о "жизнедеятельности" танцплощадки.

Итак, в самом конце 60-х или начале 70-х в Катунках появились первые доморощенные ВИА. Какой из них был самым первым? Кстати, на эту тему на протяжении многих лет спорят между собой и первые профессиональные ансамбли нашей страны. Каждый из них стремится присвоить пальму первенства. Что касается ВИА нашего поселка, то пионеров этого дела установить мне всё-таки удалось. Не заостряя внимание на этом вопросе, упомяну, что некоторые музыканты того времени до сих пор живут и здравствуют в нашем селе.

Продолжение следует

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

4