Меню
16+

«Знамя». Газета городского округа город Чкаловск Нижегородской области

20.11.2018 14:20 Вторник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 86 от 20.11.2018 г.

Ступени в небо

Автор: Татьяна Волкова, корректор.
Фото из архива семей Осиповых, Захаровых, Мудрёновых.

На фото слева направо: В. Захаров, В. Мудренов и В. Осипов.

(Фото из архива газеты "Знамя", 1972 г.)

Недавно Всесоюзный Ленинский Комунистический Союз Молодёжи отметил свое 100-летие. Комсомол повлиял на судьбы многих людей нашей страны, дал старт их карьере, сплачивал и объединял молодежь. Примером такого единства может служить создание в Борисоглебском высшем военном авиационном училище летчиков им. В.П. Чкалова в начале 70-х годов прошлого века эскадрильи чкаловцев. Сегодня мы вспомним о том, как создавалась эта эскадрилья, каким был первый набор комсомольского призыва, и о трех чкаловцах, вошедших в состав самой первой эскадрильи.

Здесь многим крылья обрести дано,

Для многих здесь мечты начало.

Для многих здесь слились в одно:

Борисоглебск — полёты — Чкалов!

Справка

Комсомольский призыв — способ привлечения активных молодых людей в важнейшие сферы народного хозяйства и государственного устройства.

В условиях массового дефицита рабочих и иных трудовых ресурсов существовала необходимость срочного укомплектования кадрами объектов, обозначенных партией и государством как наиболее важнейшие в каком-либо регионе в данное (на призыв) время.

Чаще всего комсомольский призыв объявлялся для создания ударных комсомольских бригад, коллективов, смен на стройках, носящих статус ударных строек. Также комсомольский призыв применялся для набора (особого целевого набора) в органы МВД СССР, КГБ СССР и Вооружённых Сил СССР.

Борисоглебское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознаменное училище летчиков им. В.П.Чкалова — гордость советских ВВС — ведет свою легендарную историю с 1922 года.

Многие выпускники первых лет существования Борисоглебской авиашколы впоследствии стали видными военачальниками, были удостоены высоких государственных наград. Здесь что ни имя, то настоящая легенда советской авиации, достойная отдельной статьи. Летчики, окончившие Борисоглебскую авиашколу, участвовали в операциях в разных частях света: небо Испании, воздушные бои во время Великой Отечественной, покорение Севера, многочасовые беспосадочные перелеты, Азия, Африка, Южная Америка.

Одним из выдающихся выпускников стал Валерий Павлович Чкалов, имя которого было присвоено школе в 1938 году.

В течение многих десятилетий Борисоглебское лётное училище было очень важным учебным заведением для обороноспособности страны и для формирования престижа самой профессии летчика. Тысячи мальчишек, которые с придыханием произносили имена великих Чкалова, Каманина, Коккинаки, Крюкова, Юмашева, Талалихина, сами старались войти в славную плеяду борисоглебских курсантов.

Из архива редакции

17 сентября 1970 года

16 апреля этого года комсомольцы-десятиклассники нашего города через газету "Ленинская смена" обратились к молодым горьковчанам с предложением создать в Борисоглебском военном училише летчиков эскадрилью чкаловцев, наследников славы Валерия Павловича Чкалова. И такая эскадрилья создана. В ее состав вошли и комсомольцы из нашего города Владимир Захаров, Вячеслав Мудренов и Валерий Осипов.

8 мая 1971 года

За плечами будущих авиаторов девять месяцев напряженной учебы.

Из писем, приходящих в райвоенкомат от командиров-воспитателей, явствует, что дела у наших ребят идут хорошо. Продолжая славные традиции бывших воспитанников училища Валерия Чкалова, Виктора Талалихина и других асов, курсанты Осипов, Захаров, Мудренов за период учебы показали себя только с положительной стороны. Дисциплинированность, трудолюбие, исполнительность стали для них непреложным правилом с первых дней пребывания в училище. (…) Молодцы, ребята. Так держать!

А. Морев

2 марта 1972 года

24 февраля курсанты училища, члены эскадрильи чкаловцев, Александр Каневский, Сергей Гурков (Бор), Вячеслав Веселовский (Сормово), Владимир Бруснигин (Горький), преподаватель училища летчик В.С. Гудзев и другие приехали в наш город, чтобы побывать в музее В.П. Чкалова и встретиться с выпускниками средних школ. (…) Чтобы ребята лучше подготовились к поступлению в училище, "Ленинская смена" на своих страницах организовала своеобразную школу подготовки "Вам взлет".

Г. Сачкова

26 октября 1972 года

Чкаловский райком комсомола. Не совсем обычное собрание. Здесь, кроме десятиклассников, выпускников школы, собрались ветераны войны и пионеры — те, кто уже сейчас твердо решил стать летчиком. (…)

Собрание приняло обращение. В нем говорилось: "Пусть отныне горьковскую землю не зря называют родиной великого лётчика. Мы на деле докажем, что достойны имени великого земляка, и законом жизни эскадрильи станет:

- не бояться трудностей;

- везде и всегда работать над собой, воспитывать в себе чкаловское упорство в достижении поставленной цели;

- стремиться постоянно совершенствовать свои знания, постоянно быть в поиске, мечтать, как мечтал Валерий Чкалов.

Создание такой эскадрильи явится нашим вкладом в укрепление мощи Вооруженных Сил СССР"

В этом году мне пришлось побывать в Борисоглебском училище летчиков. Я видел новичков из третьего набора эскадрильи чкаловцев. (…) А те, кто пришли в эскадрилью первыми, уже поднялись в небо. (…)

Впереди у ребят путь в большую авиацию. Пожелаем им высокого неба!

В. Фёдоров

С именем Чкалова

Весна, 1970 год. В военкомате проходили медкомиссию человек 50 призывников.

Военком вышел и спросил: "А кто полетать хочет?"

"Конечно, мы!" — дружно ответили несколько ребят. Одним из них был Валерий Осипов.

Про Борисоглебск никто еще тогда ничего не знал. Училище только открывалось вновь после десятилетнего перерыва. Нужна была, как говорят теперь, реклама, толчок. "Вот мы и стали этой рекламой, — улыбаясь, говорит В.Н. Осипов. — Комиссию за полгода прошли и поступили учиться. Но до выпуска дошли не все: кто-то был списан по "нелетке", кто-то перевелся в другое училище".

Так создавалась эскадрилья Чкалова. Среди чкаловской молодежи она была невероятно популярна. О том, как курсанты-горьковчане учились, летали, знали все. Они приезжали в музей, на встречи со школьниками в Чкаловск, про них снимали три фильма ("Волжские соколы", "Новобранцы неба" и др.), но, к сожалению, они не сохранились — их смыли.

- Нас "пасли" все: партком, обком ВЛКСМ… — вспоминает Валерий Николаевич. — Когда мы приехали в полк, в Чирчик, парторг там оказался тоже горьковчанин. В течение всей учебы и в начале службы курировали, проверяли. На всех мероприятиях мы были вместе.

После окончания училища меня хотели оставить инструктором в Борисоглебске. Я пришел к генералу Табунщикову (председателю госкомиссии) и говорю: "Все мои товарищи едут служить в Чирчик, а меня здесь оставляют…" "Что, желаешь? Ладно, посоветуемся", — был мне ответ.

Потом начальник отдела кадров вызвал меня: "Иди, гуляй!" Я и поехал вместе с остальными.

А дальше были служба, война… и снова служба. Если коротко (для нас, гражданских!), то послужной список подполковника В.Н. Осипова такой:

1974-80 гг. — заместитель командира авиационной эскадрильи 136 апиб (авиационный полк истребителей-бомбардировщиков);

1981-86 гг. — заместитель командира полка по летной подготовке (Мары, Туркмения), 156 апиб;

1987-89 гг. — начальник ЦРП (4 Центр подготовки и переучивания летного состава), г. Липецк;

1989-92 гг. — служба в Германии начальником Центра руководства полетами.

Потом работа старшим преподавателем летно-методического отдела в родном Борисоглебском училище.

С 1997 года — подполковник запаса.

Но за этими сухими цифрами и формулировками — целая жизнь, жизнь с именем Чкалова (и в буквальном смысле тоже), и почти как у Чкалова — яркая, геройская, каждый день насыщенная кипучей деятельностью и посвященная великой цели — служению Отечеству.

На все мои вопросы Валерий Николаевич отвечал по привычке четко, по существу. Спросила и о службе в Афганистане:

- В ЦРУ отмечен, — услышала я короткий ответ.

- У нас сбили в полку летчика, — стал рассказывать Валерий Николаевич, — а он был с моей индивидуальной системой, на которой стояла надпись "майор Осипов". И вечером того же дня по радио "Голос Америки" передают: сбили майора Осипова. Рассказали, где родился, где учился, где летал и пр., и пр. Все данные!!! Мы сидели за столом вместе с тем самым летчиком (мы его все-таки вытащили), слушали и удивлялись.

После этого я и пистолет с собой даже не брал. А зачем? Меня же уже "сбили"! А снаряд, как говорится, два раза в одну воронку не падает. Это был 1983 год, Афганистан.

Несколько раз я там был. Со 2 января 1980 по конец 80-го, с ноября 1983-го по 31 октября 84-го. а в 85-86 годах — командировки с территории Советского Союза.

На счету летчика Осипова более 500 боевых вылетов — конкретно с работой по врагу, разведка, боевое применение оружия и т.д. и все в Афганистане.

Летал только на истребителях: Су-17, Миг-17, МиГ-21ПФМ, Су-17М3. "А закончил за партой", — шутит Валерий Николаевич.

Но до сих пор один раз в год подполковник Осипов все же поднимается в небо. И не важно, что в руках уже штурвал не истребителя, а гражданского самолета. главное: "лишь одна у летчика мечта — высота, высота", как в песне.

За мужество и отвагу Осипов Валерий Николаевич награжден

орденом Красной Звезды и орденом "За службу Родине в

Вооруженных Силах СССР" III степени.

Его жизнь - небо

В детстве мы все мечтаем быть представителями героических, интересных и важных профессий: пожарными, военными, космонавтами, врачами, актерами и т.д. А Вячеслав Мудренов мечтал быть гармонистом, потому что очень любил музыку…

Но со временем он, как многие его ровесники — чкаловские мальчишки, "заболел" небом. Одно только имя великого Чкалова уже окрыляло. И клич обкома ВЛКСМ "Чкаловец, на самолет!" поддержал вместе с другими юношами. Потом — учеба в Борисоглебске, служба с 8-ю ребятами-горьковчанами в 136 апиб (Узбекистан), перевод по состоянию здоровья с истребителя МиГ-21 на вертолет Ми-8. В Шинданте (Афганистан) он служил в 302 овэ (отдельная вертолетная эскадрилья) командиром вертолёта Ми-8Т в 1980-1981 гг. Служил в Ашхабаде, в Германии, воевал в первую чеченскую…

Из рассказа

В.Н. Осипова:

"Это было в Чеченскую кампанию. Мы не раз встречались с Вячеславом Мудреновым в Грозном. Вместе с ним однажды вылетели на вертолете МИ-8 на задание. Вытаскивали наш десант, который был зажат в горах. Слава одним колесом стоял на скале (переднее и левое висело в воздухе) и загружал всех. Запрыгивали наши ребята, затаскивали раненых. Высота большая, разрешение большое. Я закричал ему: "Славка, грохнемся! Хватит!" А он сказал: "Ни хрена! Сейчас в ущелье свалимся и разгонимся".

Слава улетал так: бросил вертолет боком в ущелье, у самого низа выровнял, набрал скорость и по ущелью тихонько-тихонько ушел.

За этот вылет Слава забрал вдвое больше солдат, чем мог поднять вертолет на этой высоте.

Как говорят американцы про нашу авиацию: "если никто в мире это сделать не может — зовите русских".

И что бы ни случалось в жизни Вячеслава, с небом он надолго не расставался. Родные видели его нечасто, хотя он очень любил маму, двух сестер, обожал жену Людмилу и дочек и был готов на все ради них.

В 90-е В.М. Мудренов служил в военном гарнизоне п. Сокол Владимирской области, откуда и был уволен в запас по сокращению в звании майора. Но он хотел служить, летать и ничего другого, как и многие из тех, кого сократили тогда, он не умел. В небо и только в небо! Служба по контракту для него была единственным спасением от гражданки, где по большому счету боевому летчику делать было нечего.

Потом была служба на Шри-Ланке, в марте 1999 — командировка в Анголу, где в те годы шла война за независимость.

С этой войны Вячеслав домой уже не вернулся: 11 июня 1999 года его вертолет был подбит и весь экипаж пропал без вести…

Мудренов Вячеслав Михайлович за службу в Афганистане

награжден орденом "За службу Родине в Вооруженных Силах СССР"

III степени.

Полёт длиною в жизнь

С самого детства Владимир Захаров мечтал о самолетах, он просто бредил небом. Земляк Валерий Чкалов был его кумиром.

- Я перечитал огромное количество книг об авиации, часто бывал в музее Чкалова, — вспоминает Владимир Николаевич. Для меня стало великой удачей и счастьем поступление в Борисоглебское высшее военное авиационное училище летчиков, благодаря комсомольскому призыву.

О комсомоле у меня очень хорошие воспоминания. Лучше до сих пор ничего так и не придумали. Были в последние годы попытки возродить молодежные организации по образцу зарубежных, но успехом это не увенчалось. Целостной общественно-политической структуры, как была: "октябренок — пионер — комсомолец — член партии", — в настоящее время нет. А жаль... Хорошая была структура, рабочая. Очень нужная для общества и государства. Она сплачивала, объединяла, воспитывала. Взять хотя бы нас (Захаров, Мудренов, Осипов): 4 года вместе в училище, плечом к плечу, одной командой жили, учились, летали… Потом в Чирчике вместе служили в 136 апиб (авиационный полк истребителей-бомбардировщиков).

- Сейчас таких полков уже нет, их упразднили, осталась только штурмовая авиация,- объясняет мне Владимир Николаевич. — ИБА — это такая "прослоечка" между истребителями и штурмовиками. Мы могли решать и воздушные задачи как истребители, но основную часть работали по земле как штурмовики.

- Потом Славу Мудренова перевели в Армейскую авиацию (на вертолёты), — продолжает он свой рассказ, — а с Валерой Осиповым мы служили до 80-го года вместе. В 1979 вместе же заходили в Афган в составе своего 136 апиб.

На счету В.Н. Захарова 45 боевых вылетов на штурмовку войск противника и поддержку нашей пехоты в Афганистане.

- Была одна задачка на пределе, — с удивительным спокойствием и улыбкой поясняет Владимир Николаевич, — "ведро" керосина после посадки в баках осталось, но задачу решили.

В 1980 году В.Н. Захаров поступил в Военно-воздушную академию им. Гагарина. После академии служил в Кюрдамире (Азербайджан), Диди-Шираки (Грузия). В 1986 году — опять Кюрдамир (командир авиационного полка). В 1992 году — служба в Южно-Уральске, с 1994 г. — старший инспектор-летчик 16-й воздушной армии, г. Кубинка, до ее расформирования в 1998 году. Окончил военную службу в звании полковника.

И все время вместе с летчиком Захаровым переезжала его семья: жена и две дочки. В Кубинке сейчас их 13-я по счету квартира. Почти в каждой при заселении ждал "маленький погром брошенного жилья" ("Как Мамай проскакал", — смеется Владимир Николаевич.) В Кюрдамире жили практически в голом поле среди песка и камней: два жилых дома ("лётный" и "технический") в 300-ах метрах от "взлётки", три солдатских казармы, штаб части, автопарк и… вода в водопроводе 5-7 минут в сутки. Но служба есть служба.

Я слушала рассказ полковника Захарова о себе, товарищах, о многочисленных переездах с одного места на другое и обратно, о переводах из одной части в другую. Пыталась уложить в голове витиеватые названия местечек и аэродромов, где пришлось по долгу службы бывать Владимиру Николаевичу, многочисленные типы самолетов, на которых он летал. И постепенно понимала, что служба, как и жизнь, военного летчика не может быть никакой другой. Ведь для таких, как он, вся жизнь — это и есть один нескончаемый, сложный, но очень интересный полет.

За службу в Афганистане Захаров Владимир Николаевич награжден

орденом Красной Звезды и медалью "Воину-интернационалисту

от благодарного афганского народа".

Из архива редакции

28 июля 1986 года

Лучшие офицеры

(…) В райвоенкомат приходят отзывы командиров войсковых частей о службе наших земляков в рядах Вооружённых Сил СССР.

Недавно мы получили благодарственные письма о выполнении воинского долга земляками-офицерами В.М. Мудреновым и А.И. Дорогушиным.

- Капитан Вячеслав Михайлович Мудренов — один из лучших летчиков части, — так сообщает его командир. — К исполнению служебных обязанностей относится добросовестно, качественно готовится к выполнению полетных заданий, имеет квалификацию "военный летчик 1-го класса", освоил несколько типов самолетов. Свой богатый опыт в летной практике передает подчиненным, молодым летчикам. За мужество и героизм, проявленные при выполнении интернационального долга в Демократической Республике Афганистан, он награжден орденом "За службу Родине в Вооруженных Силах СССР III степени". Военный летчик В.М. Мудренов является образцом в выполнении своего воинского долга.

А. Гашников, райвоенком.

Слово выпускникам

В книге В. Федорова "Солдаты — сыновья солдат" (1977 г.) читаем следующие строки:

"Пять лет назад мы начали наш путь в небо. Тогда родилась идея создать в Борисоглебском Высшем военном авиационном училище летчиков имени В.П. Чкалова эскадрилью чкаловцев. И вот мы, первый набор этой эскадрильи, покидаем стены училища. На всех курсах теперь учится много горьковчан, у которых рядом с комсомольским билетом лежит комсомольская путевка. (…)

Профессия наша — не просто летчик. Мы офицеры Военно-Воздушных Сил, и профессия наша — защитник Родины. Самолет — наше оружие. Требования, которые предъявлялись к нам, были самыми строгими. Опытные летчики-инструкторы ступенька за ступенькой вели нас в небо. Они щедро делились с нами своими знаниями, передавали свое умение. От полета к полету совершенствовался наш опыт.

Мы будем всю жизнь вспоминать своих первых летных наставников. И к именам любимых школьных учителей прибавятся их имена. Мы даем твердое слово, что всегда и везде будем в первых рядах отличников боевой и политической подготовки.

Дальнейшая служба — это небо, это самолеты, это учеба.

От нашей службы зависит спокойная жизнь и безопасность Родины. Мы всегда будем помнить об этом. Через многие годы мы пронесем боевую славу училища, славу нашего земляка Чкалова.

Курсанты первого набора эскадрильи чкаловцев, а ныне лейтенанты ВВС Владимир Захаров, Вячеслав Мудренов, Валерий Осипов и др. (всего 8 фамилий)".

Сейчас, спустя десятилетия, мы можем сказать, что свое торжественное обещание все ребята выполнили с честью. Пройдя через трудности службы, огонь войн в Афганистане и Чечне, выполняя свой воинский долг, они остались верны своей клятве, заветам комсомола и самим себе.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

6