Меню
16+

«Знамя». Газета городского округа город Чкаловск Нижегородской области

20.11.2018 11:35 Вторник
Категории (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 86 от 20.11.2018 г.

"...люди живут, пока помним их здесь!"

Автор: Валентина Большакова, корреспондент.
Фото автора и архива М.С. Веселовой.

11 ноября исполнилось 115 лет со дня рождения замечательного мастера хохломской росписи, заслуженного художника РСФСР С.П. Веселова.

На весь мир известна хохломская роспись. Знатоки и, надеюсь, ковернинцы назовут нам имена своих самых-самых талантливых и чтимых мастеров-земляков. Среди них есть одно славное имя — Степан Павлович Веселов, Заслуженный художник РСФСР, мастер хохломской росписи. Мы, чкаловцы, живем рядышком — соседи. Но кто из нас знает, что последние 7 лет своей жизни самобытный художник жил в нашем городке? Здесь ему и 90-летие отмечали. На нашем кладбище он и похоронен. И лежит он рядом с верной своей супругой Агафьей Ивановной. С ней прожили они ладком да с любовью 67 лет. Более сорока лет проживает их дочь Мария Степановна Веселова в Чкаловске. Бережно хранит она память о своих "тятеньке и маменьке", ухаживая за последним пристанищем родителей. Многие произведения мастера передала она в дар ковернинскому музею "Отчина".

В небольшой ее квартирке солнечно и радостно от золотистого сияния деревянных панно, ваз, шкатулок, чаш, причудливо разрисованных рукой любимого отца. Захватывает дух от необыкновенной красоты изделий древнего ремесла, теплеет на душе от созерцания фантастически сказочных орнаментов в виде "петушков и курочек", ромбовидных "пряников", изящно прорисованной и закрученной "травки". Художник философски утверждал: "Важно умение увидеть красоту в природе, а затем, не искажая замысла Творца, перевести эту красоту на язык хохломского узора так, чтобы сделать ее доступной еще большему числу людей. Каждую свою вещь я стремился представить людям как откровение, заставить взглянуть на привычные, примелькавшиеся травы и цветы любящим и восхищенным взглядом". Глядя на его произведения, понимаешь, что это ему удалось вполне!

- Родился мой тятя (папа) в Сормове Нижегородской губернии 28 октября 1903 года по старому стилю, — рассказывает Мария Степановна. — Голодно тогда было в рабочей слободке. И семья переехала к деду в деревню Мокушино Ковернинской волости. Чтобы прокормиться, занимались крестьянским трудом и промышляли росписью деревянной посуды и других предметов быта. Все окрестные деревни занимались этим старинным промыслом. Свои изделия ремесленники отвозили на продажу в большое торговое село Хохлома. Оттуда и пошло название промысла — хохломская роспись.

Бережно перелистываем с Марией Степановной страницы толстых альбомов со старыми фотографиями, газетными вырезками. Просматриваем журналы и книги, в которых С.П. Веселову и его творчеству посвящены целые главы. Волнуется женщина, вспоминая своего отца. С гордостью трепетно показывает мне великолепную толстую книгу "Славянский круг"(2003 г.) краеведа и журналиста, жителя Ковернинского района Владимира Аветисяна. В ней рассказывается о нижегородском самородке, старейшем потомственном мастере хохломской росписи С.П. Веселове. Основываясь на автобиографических рассказах героя, автор написал книгу образным народным языком от лица самого С.П. Веселова. Кроме того, в ней содержится научная информация о прочтении символов, технологии, истории хохломской росписи.

Степан Павлович из семьи потомственных хохломских мастеров. Вспоминая рассказы отца, Мария Степановна говорит, что мастерству росписи тятенька с 6 лет обучался у отца, помогая расписывать деревянную посуду и ложки. А в 12 перешел в обучение к своему деду Михаилу. Затем работал в художественной артели в селе Новопокровское и на фабрике "Хохломская роспись" в селе Семино. Учителями Веселова были такие известные хохломские художники, как братья Красильниковы, Архип Серов и Федор Бедин. Степан Павлович, беря за основу элементы старинных узоров, творчески перерабатывал их, создавая собственные оригинальные композиции.

ает, что в родительском доме хохломскими узорами было покрыто всё: начиная от скворечника во дворе и кончая коромыслами и вёдрами. По всему художник прошёлся своей волшебной кистью. Даже на оправе его очков нашлось место хохломской "травинке". Вовсе не случайно в каталоге ЮНЕСКО дом Веселова под титулом "Мастерская народного мастера" оценен в 1 миллион 100 тысяч долларов! Примечательно, что мастеру здесь не понадобилось "золото": он использовал главным образом красную киноварь и чёрную сажу.

Не был ровным и спокойным жизненный путь мастера длиною в 90 лет. Участник Великой Отечественной войны, награжденный медалью "За боевые заслуги", он был ранен под Смоленском. Встал вопрос об ампутации левой руки. Степан Павлович редко вспоминал о войне. Но дочери запомнился рассказ о чудесном спасении руки. "Когда папу провожали на фронт, — повествует она, — то старшая дочь Александра повязала ему на шею пионерский галстук, сказав, чтобы он вернулся с ним домой. В госпитале хирург, увидев, как тяжело раненный солдат вытирает пот со лба красным куском ткани, спросил, что это такое. Ответ его настолько поразил, что он сказал: "Все, что в моих силах сделаю, чтобы спасти руку. Тем более, что она очень нужна художнику". И спас! Через 25 лет вышел и осколок снаряда, который бродил внутри тела фронтовика и в любой момент мог стать смертельным.

Не все гладко было и в творческой жизни Степана Павловича. Были времена, когда его манеру росписи коллеги не признавали, критиковали. Но мастер не унывал: "Да, хохломская роспись была главным делом моей жизни. Ото всех бед и напастей я находил одно избавление — брался за роспись. Достиг ли я совершенства? Увы, нет!.. " По мнению специалистов, особенно ярко проявился его талант, когда, выйдя на пенсию, он стал заниматься росписью самостоятельно в своем деревенском доме. Веселовское травное письмо становится знаменитым. Подставки, чаши, братины, ковши, шкатулки С. Веселова экспонировались на областных, всесоюзных и международных выставках народного искусства, были удостоены почетных призов и наград, в том числе диплома Академии художеств. Среди персональных выставок художника С.П. Веселова особо стоит экспозиция на Олимпиаде-80: с древним русским искусством познакомилась молодежь разных национальностей, стран и континентов.

Глубока, интересна, значима жизнь нашего земляка-нижегородца, оставившего незабываемый след в декоративно-прикладном искусстве России. Мы только слегка прикоснулись к истории его жизни и творчества. Завершим же повествование словами Михаила Швыдкого, министра культуры Российской Федерации (2000-2004 гг.):

- Хохлома — одна из драгоценных жемчужин в короне российских народных художественных промыслов. А имя замечательного нижегородского самородка, старейшего потомственного мастера хохломской росписи Степана Павловича Веселова стоит в одном ряду с такими прославленными именами в искусстве, как живописец-самоучка Нико Пиросмани или же народный художник СССР Аркадий Пластов.

Обладая непосредственным поэтическим видением мира, этот деревенский старец-философ отличался поистине космическим мышлением: он возродил в росписи древнейшие солярные мотивы "пряников", расширил изобразительные возможности "травного" письма, создав величаво-торжественные композиции ковров и настенных панно…

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

3