Меню
16+

«Знамя». Газета городского округа город Чкаловск Нижегородской области

03.08.2021 14:54 Вторник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 54 от 03.08.2021 г.

Романтика больших дорог

Автор: Екатерина Кирикова, фото предоставлено В.Н. Кирилловым
Корреспондент.

Лето 1983 года. По дороге в Азербайджан

В.Н. Кириллов об одной из страниц своей жизни, связанной с железной дорогой

Ближайшая от Чкаловска железнодорожная станция находится в Заволжье. До нашего города железнодорожные пути так и не проложили. В этом факте можно найти как плюсы, так и минусы, ведя споры до бесконечности… Но отсутствие железной дороги совсем не означает, что в нашем округе не найдется людей, работа которых так или иначе была связана с рельсами, поездами, станциями. В честь Дня железнодорожника, который ежегодно отмечают 1 августа, хочется рассказать историю чкаловца В.Н. Кириллова, который в начале 80-х годов прошлого столетия несколько лет своей молодости посвятил профессии механика рефрижераторных поездов.

Из шахтеров — в железнодорожники

В 1982 году Владимир Николаевич, а тогда просто Володя, работал на шахте "Октябрьская", недалеко от города Ленинск-Кузнецкий (Кемеровская область) подземным электрослесарем. Как он там оказался в свои двадцать с небольшим лет — это отдельная история. И вот однажды его напарник Олег предложил отправиться в город Чулым, находящийся в 3-4 часах езды по железной дороге от Новосибирска, где было вагонное депо. Товарищ загорелся идеей окончить курсы механиков холодильных установок и возить от Чулымского депо скоропортящиеся грузы по всему Союзу. Эта деятельность юношам казалась необычайно романтичной и, что немаловажно, прибыльной. Курсы длились 5 месяцев и проходили в городе Тайга под Томском. Учеба была насыщенной, около 8 часов в день. Будущим механикам нужно было научиться обращаться с электрооборудованием, изучить всевозможные схемы подачи сигнала от кнопки пуска до холодильных агрегатов, особенности работы на дизелях, чтобы впоследствии уметь самим устранять на них неисправность во время перевозки груза. Командировка длилась 2,5 — 3 месяца, и в случае поломки на помощь прийти было некому. Нужно было знать назубок условия перевозки грузов по железным дорогам СССР, основы экономики, принцип работы холодильных агрегатов, заправленных фреоном. Также железнодорожник класса "А" должен был самостоятельно определять качество своего скоропортящегося груза: мяса и мясопродуктов, речной рыбы и морепродуктов, овощей и фруктов. Принимая груз под свою ответственность для доставки в точку назначения, ты должен быть уверенным, что он отменного качества.

Практика

После учебы была месячная практика на рефрижераторных секциях — это пять бронированных вагонов. Четыре из них — вагоны-холодильники с компрессорами на фреоне в подсобках. Пятый вагон делился на две половины: в одной располагались спальные места, душевая комната и столовая, в другой находились дизель и аппаратная комната. Вместо месяца будущим рефам (так назывались между собой проводники вагонов с рефрижераторными установками) за трое суток провели вводный инструктаж, показали, что, где и как включается, работает и ходит, а затем высадили на ближайшем железнодорожном вокзале города Рубцовска в Алтайском крае. Володя и его новый напарник по практике Боря вернулись в Чулым и, недолго думая, с помощью перекиси водорода переделали на бланке маршрут своей практики, где конечным пунктом стал город Таллин. Парни решили махнуть в Прибалтику, надеясь прикупить там джинсы и другой ходовой товар, а потом перепродать его с наценкой, то есть заняться фарцовкой. Поездка состоялась, конечно, не без приключений. В столицу Эстонии парни отправились на поезде, в плацкартном вагоне. Деньги экономили для покупки вещей, поэтому в дорогу в качестве еды купили шматок сала с тмином, которое к концу поездки стали ненавидеть. В Таллине удалось устроиться в маленькой гостинице "РАНА", насладиться средневековой частью города, поглазеть на центральную гостиницу "ВИРА" с валютным баром внутри и разочароваться отсутствием в магазинах города дефицитных вещей для перепродажи. Отправившись в таллинское отделение Прибалтийской железной дороги, показали документы, подтверждающие прохождение практики. По горячей просьбе практикантам выдали два новых бланка с маршрутом Таллин-Ленинград-Москва-Горький-Новосибирск. Поэтому хитрецам еще удалось побывать в городе на Неве, где они посетили Эрмитаж и "Невские бани", а заодно все-таки купить дефицитные духи и вещи.

Бригада

Когда были сданы зачеты, уже шел хмурый и холодный месяц март. Парней снова отправили в вагонное депо Чулыма на формирование бригад. Руководство депо рекомендовало Владимира на должность временного начальника рефрижератора (ВНР). С ним изъявили желание отправиться в поездку в качестве механиков Сергей и Александр.

Впереди у Володи и его подопечных была работа, суть которой состояла в командировках на рефрижераторных секциях. По нормативам она длилась 48 дней, и столько же набегало отгулов. Но на практике молодого и неопытного ВНРа держали в поездке в среднем 2-2,5 месяца в летний период, но и отгулов было столько же. За круг выходило где-то 180-200 рублей в месяц с переводом на сберкнижку. Для сравнения, потом, уже в Чкаловске, у Владимира была заработная плата на разных должностях 130 рублей вплоть до 90-х годов.

Сложность работы можно подтвердить следующим. "Ваша рефрижераторная секция сейчас находится в Мурманске. Будьте внимательны и оперативны, так как если не застанете бригаду, то придется вам устраивать за ними "гонки", — напутствовал Владимира начальник колонны вагонного депо. "Гонки" случились год спустя, когда бригада не застала сменщиков на Южном Урале, и двое суток пришлось гоняться за ней, переоформляя проездные документы.

Первая рабочая поездка

До пункта назначения рефы добрались по железной дороге с пересадкой через Москву. Мурманск встретил молодых людей сырым, холодным ветром с Кольского залива, копченым палтусом в магазинах и поджидавшей сменной бригадой. После приемки их рефрижераторную секцию бросили на погрузку в Мурманский морской торговый порт, загрузили свежемороженой рыбой и консервами. В сопроводительных документах был указан конечный адрес — город Киров. Этот первый рабочий выход запомнился Володе на всю оставшуюся жизнь. Как правило, начинающему ВНРу давали поначалу "убитые" рефрижераторные секции: с неработающими дизелем и компрессорами в вагонах-холодильниках. Лишь по блату могла достаться новенькая секция с Брянского завода или из ГДР -"Десау", но они были приписаны к Каширскому или Троицкому депо, а не Чулымскому… Из-за отсутствия опыта новоиспеченных механиков охватила паника. "Свежемороженая рыба придет в негодность без нужной минусовой температуры. Надо требовать, чтобы нас отцепили и срочно сделали ремонт в ближайшем вагонном депо", — настаивали они. Владимир, с одной стороны, понимал, что торгово-оптовая база в Кирове может им предъявить стоимость испорченного груза в сумме 50-60 тысяч рублей. Для сравнения: цена кооперативной "трешки" в Чкаловске — 10 200 рублей в то время. Но погода была холодной, предстояло двигаться по Карелии, а там и Киров недалеко. Было принято решение продолжить движение этого состава. Владимир вспоминает историю, которая чуть не закончилась бедой, когда груз шел по Карелии: "Дело в том, что грузовой поезд может остановиться в любом нужном месте для движения литерных поездов в данной местности, да и по другим причинам. Поэтому на очередной остановке после безуспешной попытки пропустить компрессоры в вагоне-холодильнике я спрыгнул в глубокий снег, чтобы добежать до своего жилого вагона. Но состав вдруг тронулся и быстро стал набирать ход. От мысли остаться без документов и денег ночью в поле, да еще и на морозе, я пришел в ужас. Рванул изо всех сил к подсобке холодильного вагона, схватился за поручни и на ходу запрыгнул на ступеньки вагона. Если бы моя нога соскользнула со ступенек, то что бы было со мной? Об этом не хотелось даже думать!"

Надо отметить, что эта первая поездка закончилась для Владимира и его подопечных благополучно: груз без проблем был сдан на торговой оптовой базе в пригороде Кирова, рефрижераторная станция отправилась в "отстой", то есть на запасные пути грузовой железнодорожной станции как временно непригодная, а рефы отправились на заслуженные выходные.

Обширная география поездок

За три года Владимир, благодаря своей работе, сумел побывать в разных уголках Союза, с которыми вряд ли его связала жизнь, если бы не железная дорога. Например, дважды их состав отправляли на Дальний Восток. Первая поездка состоялась в ноябре 1983 года. Командировка проходила в г.Уссурийске, где рефрижераторные секции дожидались текущего ремонта, а Владимир и его команда на протяжении полутора месяцев их охраняли. За это время удалось еще съездить в города Владивосток и Артем. Вторая поездка в Приморский край состоялась через год. После загрузки на корейской границе яблоками состав отправился разгружаться в Находку. А Владимир решил навестить своего одноклассника Володю, который проходил в то время службу в п.Смоляниново-1 (Шкотовский район, Приморский край). Друг сначала глазам своим не поверил, увидев на территории военной части своего земляка из Чкаловска. Душевно отметив встречу, друзья расстались только к часу ночи, когда Владимир Кириллов сел на ночную электричку "Владивосток-Находка".

Удалось побывать в июле 83-го и в Азербайджане, где вагоны загружали виноградом. Там стояла сорокоградусная жара, от которой трескалась земля. Но утром можно было себя занять рыбалкой на карася, вечером — игрой в футбол за поселок Подгар (недалеко от г. Кюрдамир). купание в мутной воде канала, арбузы, игра в карты с соседями по запасу, местное вино по 50 копеек за литр, виноград сорта кардинал…И все это в свободное между рабочими сменами время.

В Молдавии, в городе Рены (на границе с Румынией), на всю жизнь наелись диких и домашних абрикосов, которые там растут повсюду.

Последняя поездка была в марте 1985 года. Состав пригнали в Азербайджан на иранскую границу в город Астара, где грузили вагоны капустой. Там, несмотря на весну, было уже очень тепло, можно было босиком бегать по гальке, купаться в Каспийском море и загорать.

После почти 8 лет скитаний вдали от малой родины, напитавшись вдоволь романтикой больших дорог, Владимир решает вернуться домой, на нижегородскую землю, в Чкаловск. Кроме приобретенного жизненного опыта, за плечами у молодого человека был 1 курс Горьковского сельскохозяйственного института, но учеба прервалась из-за решения пойти в армию. Сейчас же приоритеты поменялись, Владимир подает документы в ЗИСТ (заочный институт советской торговли) и одновременно занимается запуском долгожданного для чкаловцев диско-бара от райпо "Фестивальный" в ДК им.В.П.Чкалова. Но это уже совсем другая страница его жизни.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

4