Меню
16+

«Знамя». Газета городского округа город Чкаловск Нижегородской области

30.06.2020 15:32 Вторник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 45 от 30.06.2020 г.

Полёт в 63 часа

Автор: О.В. Рекушина, зав. отделом по научной и экскурсионной работе МБУК "Мемориальный музей В.П. Чкалова", фото предоставлено автором

В полярных дневниках Амундсена есть строки, обращенные к Арктике: "Сколько несчастий годами и годами несло ты человечеству, сколько лишений и страданий дарило ты ему, о бесконечное белое пространство! Но зато ты узнало и тех, кто сумел поставить ногу на твою непокорную шею, кто сумел бросить тебя на колени…"

Одними из тех, кто сумел "поставить ногу" на непокорную шею Арктики и соединить два континента, был легендарный экипаж самолета АНТ-25 — Валерий Павлович Чкалов, Георгий Филиппович Байдуков и Александр Васильевич Беляков.

25 мая 1937 года чкаловский экипаж был вызван в Кремль для доклада о плане перелета по маршруту "Москва-Северный полюс-США" и после этого получил разрешение на подготовку к нему. Наконец был назначен день старта. 18 июня 1937 года летчики отправились в этот беспримерный по героизму перелет.

Трудные часы перелета давались экипажу нелегко и испытывали на "прочность", но настал день, когда шасси самолета АНТ-25 коснулось американской земли.

Так вспоминает те дни Герой Советского Союза, генерал-лейтенант, второй пилот самолета АНТ-25 Байдуков Георгий Филиппович:

"20 июня 1937 года самолет АНТ-25 приземлился на аэродроме Ванкувер в США. Позади остались более десяти тысяч километров пути, из них около шести тысяч километров над океанами и льдами.

63 часа 16 минут находился в полете экипаж. Мы пересекли весь Северный Ледовитый океан, прошли над полюсом, островами Канадского архипелага, скалистыми горами.

Погода задала нам сложную задачу. Уже над Баренцевым морем самолет попал в сильный циклон и подвергся обледенению.

Радостью наполнились наши сердца, когда, преодолев четыре циклона, обледенение, шторм, сильную облачность и встречные ветры, самолет наконец достиг Канады. Была пройдена самая трудная часть маршрута. Техника и летчики одержали победу над природой, покорили ее и неуклонно приближались к цели.

АНТ-25 шел на значительной высоте — пять тысяч, пять с половиной тысяч метров и даже шесть тысяч метров. Никакие трудности не были страшны летчикам, за спиной которых стоял многомиллионный советский народ, вся страна, внимательно следившая за нами.

И вот — под нами территория США, самолет идет на посадку. Американский народ встретил нас очень радушно, окружил нас теплотой и сердечностью. С первого момента пребывания на американской земле мы ощущаем на себе подлинный восторг американцев в связи с перелетом через Северный полюс, их восхищение мастерством, личными качествами летчиков, прибывших с дружеским визитом.

Перелет, пребывание летчиков в США способствовали сближению, укреплению дружбы советского и американского народов. Это хорошо выразил Валерий Павлович Чкалов на одном из приемов, который был устроен в честь экипажа.

- Совершая полет из Москвы через Северный в вашу страну, — сказал В.П. Чкалов, — мы на крыльях самолета несли привет нашего 170-миллионного народа американскому народу, и никакие циклоны и обледенения не могли нас остановить.

Всюду, где бы ни появлялся экипаж АНТ-25, его встречали восторженно, с почетом. Президент США Франклин Рузвельт прислал на имя В.П. Чкалова приветственную телеграмму в связи с окончанием перелета. Будучи в Вашингтоне, мы были любезно приняты президентом.

Перелет краснокрылого самолета рассеял много предрассудков, существовавших за границей в отношении нашей Родины; перелет показал перед всем миром подлинное лицо Советского Союза и летчиков.

В этом первое и основное значение нашего перелета.

Но вместе с тем перелет разрешил и целый ряд чисто технических задач, конкретно поставив вопрос об организации трансарктической связи между СССР и США.

Первенство и укрепление культурной связи по кратчайшей линии между Советским Союзом и Америкой принадлежит нашей Родине. Страна растет, страна становится с каждым днем все крепче, все мощнее, и нет силы, которая могла бы остановить это стремление вперед".

Через 83 года радостно осознавать, что в дело покорения Арктики, развития мировой авиации свой огромный вклад внесли наши летчики, совершившие первый в мире беспосадочный перелет из Москвы через Северный полюс в США.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

0