Меню
16+

«Знамя». Газета городского округа город Чкаловск Нижегородской области

18.02.2020 14:11 Вторник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 12 от 18.02.2020 г.

Он придумал фантастическую машину Ко дню памяти Р.Е. Алексеева

Автор: Л.В. Лукина, генеральный директор ЦТ "Русские крылья", фото из интернет-ресурса

Выдающийся конструктор Р.Е. Алексеев прошел нелегкий путь в процессе реализации своих идей в условиях советской системы. Однако ему удалось претворить в жизнь большую их часть.

Заслуги Ростислава Евгеньевича Алексеева перед страной ставят его в один ряд с Туполевым и Королевым. Именно он придумал фантастическую машину — экраноплан, "выдернул" судно из воды, дал ему небывалую скорость. Даже само слово "экраноплан", ставшее сегодня международным, тоже придумал Алексеев. Но жизнь конструктора была полна драматизма. А финал ее и вовсе трагичен: Алексеева сломили травля и интриги, а дело государственной важности оказалось загубленным в министерских распрях. Ростислав Алексеев дал России в области экранопланостроения приоритет на долгие годы.

Два сильных чувства одновременно возникают, когда смотришь на "Орлёнка", особенно если стоишь рядом с ним. Чувство гордости за наших конструкторов, спроектировавших и создавших этот уникальный корабль, и горечи, что этот проект был загублен властями страны, не желавшими понимать его стратегического значения. Эскадры таких аппаратов могли бы, при желании правительства, контролировать огромные океанские просторы и быть важным инструментом внешней политики России. Известно, как наши вероятные противники боялись таких аппаратов, когда они только появились в составе Военно-морского флота.

Специалисты считают, что амфибийные объекты, способные двигаться над самой поверхностью воды, не претендуют на замену кораблей, самолётов и судов на воздушной подушке. Они — эффективное дополнение традиционных транспортных средств и, несомненно, одна из обязательных составляющих транспорта нынешнего времени.

В 1964 году по постановлению правительства СССР под руководством Ростислава Евгеньевича Алексеева были начаты работы по созданию экранопланов для Военно-морского флота. В 1968 году ВМФ утвердил тактико-техническое задание на постройку транспортно-десантного экраноплана. Особым пожеланием заказчика стало повышение мореходности и амфибийности нового аппарата. Главным конструктором был назначен Ростислав Алексеев. За полтора года разработали технический проект и рабочие чертежи на планер, а в 1970 году на опытном заводе "Волга" при ЦКБ по СПК началось его строительство.

Сначала испытывались буксируемые модели. В качестве буксировщика использовался катер на подводных крыльях "Волга". Модели продувались в аэродинамической трубе Чкаловского филиала ЦКБ по СПК и испытывались на треке — разгонялись специальной катапультой и по инерции летели вдоль длинной ровной дорожки. При исследовании устойчивости движения трековых моделей использовался тяжёлый лист фанеры — воздушная волна от его падения заставляла модель качнуться. Дальнейшее движение и было предметом исследований. В целом проводимые испытания моделей дали обнадёживающие результаты — движение было устойчивым.

При строительстве конструкторские коллективы столкнулись с массой трудноразрешимых проблем. В 1972 году (в различных источниках почему-то часто упоминаются разные даты) первый боевой транспортно-десантный экраноплан проекта 904 — "Орлёнок" был спущен на воду в гавани завода "Красное Сормово". Специалисты начали проводить его контрольные ходовые испытания. После успешно прошедших испытаний в течение зимы экраноплан дорабатывался на заводе, а в 1973 году был доставлен на Каспийское море для проведения морских испытаний.

В 1974 году во время испытаний экраноплан посадили на камни. Такая посадка, как потом выяснилось, бесследно не прошла. Корпус "Орлёнка" был изготовлен из жесткого, прочного, но хрупкого сплава. Видимо, удары о камни повредили корпус, в корме пошли трещины, которые не были замечены при внешнем осмотре. Когда для государственной комиссии проводились показательные полёты первого "Орлёнка", на борт поднялись четыре десятка человек — Ростислав Алексеев, специалисты и члены комиссии во главе с первым заместителем министра судостроения. В то утро штормило, но "Орлёнок" уверенно сделал несколько ходок по 60-80 км. Когда начали отрабатывать взлёт и посадку вдоль и поперёк волны, пилот, не привыкший к новой машине, при посадке резко ударил корпусом о волну. Удар был сильный. Незакалённый в печи сплав, из которого был сделан фюзеляж, дал трещину. Из-за образовавшейся трещины корма вместе с оперением и маршевым двигателем оторвалась и утонула. Приборы в рубке отключились, но было слышно — два носовых двигателя работали. Экипаж замер, все смотрели на Алексеева, который тоже находился в пилотской кабине (главный конструктор лично присутствовал практически на всех испытаниях). Когда Алексеев привёл "Орлёнка" к берегу, экипаж, выйдя из рубки, увидел, что у машины нет кормы. Вместо хвоста болтались концы труб и кабелей, вымазанные красно-бурой гидравлической жидкостью. Члены комиссии были шокированы. Ростислав Евгеньевич несколько снял напряжение, лихо заметив: "Посмотрите, какая живучесть у наших аппаратов — полкормы оторвало, а мы на базу пришли!" Комиссия по разбору аварий заключила, что машине не хватило конструкционной прочности. Хотя было ясно: дело не только в этом, но также и в неграмотном пилотаже, а при нём какую надёжность ни закладывай, технику всё равно можно "угробить". Проанализировав причины аварии, главный конструктор заменил материал корпуса для последующих экранопланов на сплав, имеющий хорошие пластические характеристики и высокую коррозионную стойкость.

Тогда вместо звания Героя Социалистического труда Алексеев был снят с должности главного конструктора по экранопланам. Его понизили до начальника отдела перспективных разработок.

В 1977 году первый "Орлёнок" из нового сплава был доставлен в Каспийск, испытания которого проходили в течение двух лет. Результаты радовали создателей машины. Было принято решение о строительстве на опытном заводе "Волга" при ЦКБ по СПК третьего экраноплана (второй уже строился).

5 октября 1979 года начались государственные испытания машины, а через месяц после их завершения десантный экраноплан "Орлёнок" был принят на вооружение ВМФ СССР. На первом боевом корабле-экраноплане подняли флаг советского Военно-морского флота. "Орленок" был принят в опытную эксплуатацию и включен в состав Краснознамённой Каспийской флотилии, в соединение десантных судов на воздушной подушке (экранопланы относились тогда к надводному флоту). В 1982 году были проведены крупные учения Ставки войск Южного направления, где впервые приняли участие два "Орлёнка" из состава 11-й авиационной группы экранопланов. Скорость, с которой два летательных аппарата осуществили в Туркмении высадку двух рот морской пехоты, ошеломила всех. В течение минуты была осуществлена высадка пехоты, и через 3-4 минуты экраноплан был уже в зоне недосягаемости.

В 1992 году, в Каспийске, в ходе учебно-боевого полёта "Орлёнка" над морем, командир экипажа неожиданно обнаружил отказ техники. Через мгновение 140-тонный экраноплан задрал носовую часть и занял почти вертикальное положение. Благодаря специальной конструкции, после удара о воду машина отыграла от воды, а не вошла в нее, не утонула. По результатам расследования, комиссия пришла к противоречивому выводу: "Ошибка экипажа в технике пилотирования или отказ материальной части". Несмотря на потерю одного из членов экипажа, это трагическое событие показало, что экраноплан обладает большим запасом прочности и удивительной живучестью (оторвите хвост самолёту или корму обычному судну — что произойдёт?).

Финансирование этой тематики по линии государственного оборонного заказа практически прекратилось, а трагическое происшествие послужило поводом для якобы приостановления эксплуатации боевых экранопланов. Деятельность 11-й авиагруппы ВМФ была прекращена. Тогда же лишили заказов на серийное строительство экранопланов сразу три завода — в Горьком, Хабаровске и Феодосии. Уникальное секретное оружие Советского Союза простояло на каспийском берегу более 13 лет, после чего один из экранопланов привели на буксире из Каспийска по Волге в Москву, на Химкинское водохранилище. Правительство Москвы купило его для экспозиции в Музейно-мемориальный комплекс истории отечественного Военно-морского флота.

Алексеев раздражал многих чиновников, ему не могли простить неугодливость и независимость характера, то, что он не боялся отстаивать своё мнение прямо в ЦК и общался напрямую с Н.С. Хрущёвым. Расправа с конструктором оказалась, пожалуй, главной катастрофой, приостановившей развитие экранопланов. В очередной раз убеждаешься, с каким трудом новые уникальные разработки пробивают себе дорогу. Но сегодня, когда секреты "машин Алексеева" пытаются разгадать конструкторы и инженеры многих стран, в России экранопланы никому не нужны.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

18