Меню
16+

«Знамя». Газета городского округа город Чкаловск Нижегородской области

15.12.2020 15:12 Вторник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 93 от 15.12.2020 г.

"В случившемся прошу никого не винить, виноват я сам"

Автор: И.П. Мясникова, главный хранитель фондов МБУК "Мемориальный музей В.П. Чкалова"

15 декабря 1938 года, выполняя испытательный полет на опытном истребителе И-180 конструктора Н. Н. Поликарпова, в попытке отвернуть падающую машину от жилых построек погиб Герой Советского Союза, комбриг Валерий Павлович Чкалов. В возрасте 34 лет.

…Полетное задание предписывало совершить "первый полет без уборки шасси с ограничением скоростей … по маршруту Центральный аэродром, на высоте 600 м". В тот день был мороз около 25 градусов. В.П.Чкалов прибыл на аэродром, сел в самолет, опробовал мотор, управление рулем, закрылками и вырулил на старт…

В кратком сообщении, которое руководство завода № 156 направило сразу после катастрофы И. Сталину и В. Молотову, говорилось:

"Самолет оторвался от земли после разбега, примерно в 200-250 метров и, набрав высоту 100-120 метров, с виражом пошел на первый круг. Далее полет продолжался на высоте 500-600 метров. Закончив первый круг над аэродромом, самолет пошел на второй круг, растянув последний в сторону завода № 22, после чего пошел на посадку. Не доходя до аэродрома один-полутора километра, с высоты около 100 метров самолет сделал вираж влево и скрылся за постройками. Самолет обнаружен на территории дровяного склада (Магистральная ул., д. № 13) возле Хорошевского шоссе. Самолет при снижении зацепил и оборвал провода на территории склада и, развернувшись, врезался в кучу дровяных отходов. При ударе т. Чкалова выбросило вперед на 10-15 метров вместе с хвостовой частью фюзеляжа, управлением и сиденьем. Передняя часть самолета разбита. Пожара не было. Т. Чкалов был тотчас же взят еще живым работниками склада и доставлен в Боткинскую больницу, где скончался через несколько минут".

По другим данным, Чкалов был жив еще от 40 минут до двух часов. И последними его словами, по воспоминаниям очевидцев, были следующие: "В случившемся прошу никого не винить, виноват я сам".

Гибель прославленного летчика породила массу слухов, легенд. И до сего времени, несмотря на заключения официально созданных комиссий, существует несколько версий о причинах падения самолета, которым управлял В. Чкалов. Все они сводятся к попыткам ответить на главный вопрос: это было роковое стечение обстоятельств или Чкалов стал кому-то неугоден и его убрали?

Несмотря на существенные расхождения выводов, сделанных комиссиями 1938 и 1955 годов, основная причина трагедии названа ими одна и та же — переохлаждение двигателя самолета. При этом в акте от 17 декабря 1938 года формулировка следующая: "отказ мотора в результате его переохлаждения и ненадежной конструкции управления газом".

Вторая экспертная комиссия, созданная в 1955 году на основании постановления Главной военной прокуратуры под председательством генерал-полковника авиации М.Громова, также констатировала, что многие узлы самолета И-180 являлись опытными и в воздухе до этого не были, так "на самолете отсутствовала система регулируемого охлаждения, без чего производство полета и особенно первого вылета в морозный день (-25 град.) было опасно".

Конечно, Чкалов — как в той или иной степени мы все — был сыном своей среды и своего времени. Естественный для каждого человека патриотизм сливался у него с безоговорочной приверженностью к господствующему в нашей стране политическому режиму. И тем не менее, по свидетельству близко знавших его людей, в 1937-38 годах, когда развернулись массовые репрессии и не замечать их многочисленных жертв стало невозможно, Чкалов все более мрачнел. Видимо, в его сознании происходило нечто вроде "крушения кумиров", непереносимого для его честной, прямой натуры. Он не раз заступался — с переменным успехом — за лично известных ему людей, попавших в руки НКВД. И трудно сказать, как сложилась бы его судьба, если бы катастрофа 15 декабря 1938 года не прервала его жизнь.

Личность Чкалова многогранна, но главный вклад в дело развития отечественной авиации — это его многолетний труд летчика-испытателя. Этот труд был окружен — иногда обоснованно, но очень часто и без должных к тому оснований — завесой секретности. Но от этого его ценность не снижается.

Чкалов всегда горел желанием оторваться от стандартов, найти новое, подарить человеку радость единения с машиной в полете: " Я не могу преодолеть в себе страстное желание вечно искать новое, совершенствовать, шлифовать технику пилотирования".

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

2