Меню
16+

«Знамя». Газета городского округа город Чкаловск Нижегородской области

11.12.2018 10:18 Вторник
Категории (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 92 от 11.12.2018 г.

Катунки: танцплощадка, или Место встречи изменить нельзя (Продолжение. Начало в №88, 90.)

Автор: А.Юницкий.
Фото предоставлены автором.

Всё шло по плану. Стройка подходила к завершению. Какой же красивой и просторной казалась танцплощадка! Хотя справедливости ради надо сказать, что свое образцовое состояние она сохраняла как минимум в течение нескольких первых лет. Лишь со временем, по прошествии лет этак десяти, естественный износ стал замечаться.

Итак, дело шло к открытию. К этому времени в Катунском ДК на штатной основе работал ВИА "Феникс", в составе которого был и мой брат Владимир, и я сам. Также в ансамбле играли Удников Сергей, Пастухов Валерий и Остроумов Николай. Мы понимали, что открытия танцплощадки молодежь ждет с нетерпением. Да и нам хотелось поработать в новых комфортных условиях. Это событие мы хотели отметить новыми песнями. Шли усиленные репетиции, хотя условия для этого были не самые подходящие. Это был 1978 год, когда четверо музыкантов из пятерых заканчивали школу и, соответственно, готовились к выпускным экзаменам. Напомню, что выпускники в то время сдавали 7 экзаменов, и эта процедура длилась с 1 по 25-26 июня.

Однако незадолго до открытия произошло событие, спутавшее все наши планы. Мой брат Юницкий Владимир попал в ДТП. Мотоцикл, на котором поздно вечером он ехал со своим старшим товарищем Кузнецовым Николаем, налетел на лося, неожиданно выбежавшего на дорогу. Брат сидел сзади и при столкновении упал на асфальт и получил сотрясение мозга. Его положили в стационар Катунской поселковой больницы. Когда стало ясно, что сотрясение мозга не смертельный диагноз и вскоре Владимир будет здоров, мы поняли другую ужасную для нас вещь: к открытию танцплощадки этого не произойдет. То есть нужно либо каким-то образом переносить это мероприятие, либо на открытии должен играть какой-то другой коллектив музыкантов. Решение зависело не от нас, а от руководства ДК и, возможно, поселкового Совета (так в то время называлась местная администрация).

Поскольку речь идет об открытии танцплощадки, не буду рассказывать о нашем разочаровании, обиде на сложившиеся обстоятельства и т.д. В общем, открытие состоялось в срок. Точную дату я не запомнил. Это была середина либо 20-е числа июня 1978 года. На открытии играл другой музыкальный коллектив, вполне успешно работавший в Катунках на базе Катунского механического завода. В его состав входили Гофман Владимир, Кузнецов Николай, Ушанова Любовь, Карев Александр, Ревухин Николай. Это был вполне работоспособный ВИА. Каждый из его музыкантов был по-своему талантлив и интересен.

А через некоторое время Юницкий Владимир выписался из больницы, и мы устроили своё "открытие". Не хотелось бы быть нескромным, но наш выход на сцену, наше выступление, новые песни да и накопившаяся энергия были выплеснуты наружу, произведя соответствующий эффект. Публика встречала нас с восторгом. По крайней мере, таких слушателей-зрителей было немало. Хоть с тех пор прошло много лет, мне кажется, я помню те ощущения, которые испытывал, находясь в тот вечер на сцене. Это было непередаваемо здорово! Если говорить о новых песнях, то мне запомнилось, что наибольший эффект произвела песня "Ни минуты покоя" из репертуара ВИА "Веселые ребята". Её мы исполняли дважды.

Жизнь

танцплощадки

Постепенно восторг утихал, и началась обычная жизнь танцплощадки, если можно так сказать о неодушевленном предмете. Эта жизнь была чрезвычайно интересна и разнообразна. Здесь было всё то, о чем я говорил вначале: музыка, знакомства, встречи и расставания, любовь и ревность, выяснение отношений и многое другое. Если говорить о самой музыке, то интерес к ней, к её качеству и к самим музыкантам был огромен. Люди с удовольствием танцевали, обсуждали музыкантов, знали наизусть многие звучавшие песни, ждали новых. Регулярно просили исполнить или повторить понравившуюся песню. Музыкантов уважали, в чем-то с них брали пример, старались познакомиться с ними поближе.

Площадка всегда была заполнена. Танцевальные вечера проводились по субботам и воскресеньям, а в разгар лета также по средам. В последующие годы среда была заменена на пятницу. Этих дней ждали с нетерпением. Если вдруг по какой-то причине танцевальный вечер был под угрозой срыва, это было из ряда вон выходящим событием. Такие ситуации изредка случались, и делалось всё возможное, чтобы этого избежать.

Общий порядок проведения танцевальных вечеров был такой. Во-первых, в обязательном порядке на поселковой площади на доске объявлений с утра вывешивалась афиша. В период с 18.00 до 20.00 мы, музыканты, расставляли (готовили) на сцене музыкальную аппаратуру. Иногда "прогоняли", то есть проигрывали (для закрепления), 1-2 новые песни. Потом мызыканты уходили домой переодеваться. Чаще всего на сцене оставляли кого-то из помощников. Нередко включался магнитофон. Ближе к 21.00 у площадки начинали собираться люди. Танцевать под магнитофон никто не хотел: все ждали живой музыки. Разве что иногда приходила какая-то компания (например, кто-то отмечал день рождения), которой уже очень хотелось танцевать. Эти люди, не дожидаясь начала, веселились под магнитофон. К 21.00 появлялся кассир. Он вежливо выводил всех на улицу покупать входные билеты. Затем приходили музыканты, и танцы начинались.

Танцевальный вечер состоял из 2-х отделений. В середине его объявлялся перерыв, музыканты уходили на краткосрочный отдых. Пауза заполнялась двумя способами. На протяжении ряда лет в перерыве играл так называемый второй состав. Из тех, кто играл роль второго состава, наиболее известны 2 ансамбля. Первым руководил Волков Владимир, проживавший в Катунках на ул. Мичурина. Он же был единственным солистом этого коллектива. Несколько песен в исполнении Владимира были вполне удачными. Например, "Беловежская пуща" или "Мимоза". В другом ансамбле пел в основном Сергей Кочетков, барабанил Вадим Матин, бас-гитаристом был Виктор Краюхин, а на гитаре играл Иван Краюхин. В этом же ансамбле некоторое время играл Александр Кутырев. (К сожалению, судьба многих музыкантов этого коллектива сложилась трагично. А. Кутырев, И. Краюхин и В. Матин очень рано ушли из жизни).

Если не было второго состава, в перерыве включался магнитофон. Публика большей частью расходилась с танцплащадки: под магнитофон танцевали редко.

Конечно, каждый конкретный вечер был интересен по-своему. Всё время происходили какие-то небольшие события на самой танцплощадке или около неё. К примеру, периодически появлялись какие-то незнакомые люди, выделявшиеся своей внешностью, одеждой, поведением. Или время от времени вспыхивали потасовки между парнями. Порой приходила какая-то шумная компания. Зачастую такой компании или отдельному человеку давали понять, что "надо быть скромнее". Проще говоря, эти люди получали "в ухо", и всё становилось на свои места.

Конечно, не это было главным. Подавляющее большинство приходило именно для того, чтобы танцевать. В большом авторитете были медленные танцы. Парни приглашали понравившихся девушек, и так начинались знакомства. Те, у кого девушки были, танцевали со своими подругами. Женатые-замужние пары также приходили на танцы. Домашние банкеты, к примеру, по случаю дня рождения, практически всегда заканчивались на танцплощадке. Именно здесь можно было встретить старых знакомых. Молодожены, в пятницу-субботу отпраздновавшие свадьбы, также очень часто целыми компаниями приходили сюда. Конечно, музыканты поздравляли их и играли для них какую-нибудь песню.

Не ошибусь, если скажу следующее: в 80-е годы отношение публики к песне, к музыке было иным. Пожалуй, оно было более уважительным и пристальным. Публика знала песни, ждала их и испытывала от музыки положительные эмоции. Популярность многих композиций была более ярко выражена и длилась гораздо дольше, чем в наши дни. Многие песни, звучавшие в 80-е годы на танцплощадке, исполнялись музыкантами в течение многих месяцев, иногда — в течение года и даже больше. Соответственно, посетители слушали музыку, и это было составной частью отдыха.

Следует сказать и о некоторых других формах использования танцплощадки. Изредка в 80-е годы она работала и днем. Такое происходило при проведении каких-то значимых поселковых мероприятий, праздников. Например, в День молодежи.

Поскольку в Катунках в 80-е и даже 90-е годы молодежи было несравнимо больше, чем сейчас, невольно "всплыл" вопрос о том, чем ей заниматься вечером в будние дни. Одновременно с этим массовики, работавшие на базе отдыха "Катунки", где-то должны были проводить свои вечерние развлекательные мероприятия. Так появился "симбиоз": вечера отдыха для отдыхающих проводились в будни на танцплощадке, где присутствовали все, кто хотел. Это музыка и различные конкурсы, в них участвовали в основном отдыхающие, а катунская молодежь являлась зрителями.

Такая форма отдыха и использования танцплощадки существовала 2-3 года, но все-таки не привилась. Думаю, потому, что отдыхающим базы катунские зрители были не особенно нужны. Да и вели они себя не всегда тихо и смирно. Сыграло роль и то, что количество зрительских мест на танцплощадке также было ограниченным. Бывало, что автозаводцам, для которых проводились мероприятия, негде было присесть, в то время как мои земляки занимали значительную часть мест. В общем, через какое-то время эти развлекательные мероприятия прекратились. А точнее, место их проведения было перенесено на базу отдыха.

В 80-х танцы стали проходить три дня подряд, с пятницы по воскресенье включительно. В первое время, конечно, посетителей в пятницу было не очень много, но постепенно их число росло. Особенно тогда, когда на базу отдыха "Катунки" стали приезжать "двухдневники". Так называли приезжавших на отдых не на целую смену, а на выходные дни. Приезжали они в пятницу во второй половине дня, успевали покушать, отдохнуть, а к вечеру приходили на танцплощадку. Причем появлялись в самом начале мероприятия, когда основной контингент посетителей был только на подходе. Постепенно, по мере заполнения танцплощадки, "двухдневники" терялись в общей массе.

В период наибольшего расцвета популярности танцевальных вечеров даже без "двухдневников" публики в пятницу вполне хватало для полноценного мероприятия. В воскресенье — тем более. Конечно, кто-то уезжал, дабы оказаться в городе вовремя, не опоздать на работу и другие важные места. Какова же была численность посетителей? Если попытаться назвать среднюю цифру, то я бы назвал такую: от 100 до 250. Бывало и больше. Иногда с учетом проданных билетов и некоторого количества "своих да наших" эта цифра переваливала за 300.

На танцплощадке было по-настоящему интересно. Существовало немало неписанных правил и всякого рода особенностей. К примеру, те или иные компании из числа постоянных посетителей располагались в одной и той же части танцплощадки.

В последние дни лета обстановка резко менялась и наступал грустный период. Танцплощадка разом пустела: народ разъезжался по городам. Если выходные дни попадали на 29-31 августа, то посетителей могло оказаться человек 70-80. После летнего бума это казалось мизером.

Однако такая невеселая обстановка продожалась совсем недолго, и через неделю наступало "второе дыхание": танцплощадка вновь оказывалась заполненной. Как и почему? Дело в том, что на протяжении многих лет в соседние с Катунками колхозы "Авангард" (колхоз им. И.И. Разумовского) и "Гудок Октября" для помощи в уборке урожая приезжали студенты Горьковского педагогического института. Дальше понятно: эти молодые люди, 90% из которых были женского пола, становились посетителями катунской танцплощадки. Катунские парни, конечно, ждали это время. Да как же было его не ждать, если рядом появлялась целая армия незамужних девчонок! Только ленивые не знакомились со студентками и не заводили с ними отношения (как мимолетные и ни к чему не обязывающие, так и имеющие продолжение). Этот "предмет" я опять-таки знаю не по рассказам, а как непосредственный участник по собственному опыту.

Студенты приезжали в колхозы не менее, чем на месяц, и всё это время, если позволяла погода, они посещали танцплощадку. Если на улице было холодно или дождливо, танцевальные вечера переносились в Дом культуры. В целом, с некоторыми исключениями танцплощадка функционировала до конца сентября. Далее всё перемещалось под крышу, в ДК. Началом же осенне-зимнего сезона неофициально считался "Осенний бал", проводимый в начале октября.

Продолжение следует

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

0