Меню
16+

«Знамя». Газета городского округа город Чкаловск Нижегородской области

30.08.2017 10:51 Среда
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 88 от 15.08.2017 г.

Возрождение легенды

Автор: Екатерина Кутейникова, фото автора.
Корреспондент.

Сергей Кимович Маков.

"Метеоры", "ракеты", "кометы"… Люди старшего поколения помнят, как каких-то 20 лет назад суда на подводных крыльях бороздили наши реки и являлись востребованным и любимым видом транспорта многих пассажиров. Сейчас от некогда мощного речного флота осталось немного, а свободно прокатиться на изобретениях Р.Е. Алексеева можно, пожалуй, только в северной столице.

Однако не все так печально. На днях мы побывали в Либежевском филиале АО "ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева" и стали свидетелями возрождения легенды. Наши корабелы готовят к запуску потомка знаменитого "метеора" — новое пассажирское судно "Валдай 45 Р". О важных подробностях для наших читателей мы попросили рассказать С.К. Макова, генерального директора по кадровой политике и общим вопросам АО "ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева".

- Сергей Кимович, представьте, пожалуйста, вашу разработку.
- "Валдай 45Р" — 45-местное скоростное пассажирское судно на подводных крыльях, развивающее скорость до 40 узлов в час. Название неслучайно — именно на Валдайской возвышенности Новгородской области берут начало многочисленные реки. Сегодня на предприятии началась финальная стадия строительства.

Проект "Валдай-45Р".

Проект разработан в рамках совершенствования предыдущих моделей, эксплуатируемых в Советском Союзе. В 2014 году министерство промышленности, торговли РФ разместило заказ на проектирование данного судна. Мы выступили разработчиками документации. В прошлом году выиграли и право на его изготовление. Более того, получили уже и второй заказ.
Активно участвуя в выставочных, рекламных компаниях, мы чувствуем заинтересованность в этих судах. Особенно в Сибирском и Дальневосточном регионах, поскольку там нет такой развитой транспортной сети. Бездорожье, удаленность населенных пунктов делают проблему для этих территорий очень острой. Рынок перспективный. Более того, считаем, что после того как "Валдай" будет замечен на воде, спрос на нашу продукцию увеличится.

- Жители нашего округа с горечью вспоминают о когда-то сильном предприятии. С приходом в двухтысячных нового собственника появилась надежда на его возрождение, однако падение было столь же стремительным, как и взлет. С радостью встретили известие, что ЦКБ по СПК вновь открывает здесь свой филиал. Расскажите, пожалуйста, каково положение дел на предприятии на сегодняшний день. Твердо ли вы стоите на ногах?
- Чкаловцам, наверное, известно, что статус филиала ЦКБ на протяжении многих лет менялся. После смерти Р.Е. Алексеева он был переведен из структуры ЦКБ в ЦНИИ им. академика А.Н. Крылова в Санкт-Петербурге. В 90-е годы филиал был приватизирован и выкуплен акционерами. Здесь работала фирма под названием "Арктическая торгово-транспортная компания". Все это длилось до 2014 года.
В 2014 году ЦКБ по СПК (нашей материнской компанией является научно-производственное предприятие "Радар ммс") поставили задачу: возродить разработку и по возможности производство всех изделий, которые создавались в ЦКБ. А также, используя базу, заниматься разработкой других проектов, связанных с оборонзаказом и гражданской продукцией. Таким образом, предприятие снова стало заниматься разработкой судов на подводных крыльях. Это и мелкие катера, и суда средних размеров.

Сегодня основная наша производственная база находится здесь. Поэтому стратегия развития предприятия строится на том, что основные производственные мощности будут развернуты в городском округе город Чкаловск с дальнейшим развитием территории под строительство как судов, так и других изделий.
Кроме того, есть перспективы и крупного строительства, если заказ, связанный с созданием новой техники, будет доведен до этого этапа. Пока он реализуется как технический проект: разрабатываются документация, чертежи.
В целом, кроме мощностей, расположенных в округе, ЦКБ имеет большой инженерный корпус, оснащенный всеми видами оборудования для проектирования, испытательный бассейн и еще один производственный корпус, где в основном собираются суда маленького размера: 15-ти метровые катера.
Положительная динамика развития подтверждается увеличением количества рабочих мест. Сегодня у нас работает уже более 450 специалистов, из них около 50 человек в Чкаловске.

- Многие наши производственники сталкиваются с проблемой нехватки кадров. С одной стороны — не хватает людей, с другой — не всегда достаточен уровень компетенций.
- Мы, как и все, конечно, тоже почувствовали эту проблему. Сказались 90-е годы, да и сам уровень подготовки в вузах и ссузах существенно снизился. Но, с другой стороны, Чкаловск в целом испытывает трудности с развитием промышленности, поэтому с точки зрения сегодняшнего рынка труда мы можем рассчитывать на специалистов. Но с точки зрения дальнейшего развития понимаем, что надо самим готовить кадры. Поэтому вошли в программу по созданию ресурсного центра на базе чкаловского техникума транспорта и информационных технологий. Участвуем в реконструкции и оснащении учебного центра сварочного производства, начали сотрудничать с техникумом и в плане практики студентов. Основные наши профессии — это сварщик и судосборщик. Убежден, техникуму вполне по силам подготовить профессионалов. Если местное учебное заведение начнет готовить кадры под нас, то мы, начиная с 2019 года, будем брать его выпускников к себе на производство.

Качество требует контроля.

- Кто ваш заказчик?
- Мы участвуем в реализации Гособоронзаказа. Есть государственный заказчик необоронного профиля. Есть предприятия, для которых мы делаем суда, являющиеся составной частью более крупных судов. Есть частные заказчики, особенно на катера типа "Волга", "Дельфин".
К сожалению, в условиях сегодняшней экономики речные пассажирские перевозки низкорентабельны. Сама эксплуатация, высокое потребление топлива, все затраты, связанные с обслуживанием судов, ограниченный срок навигации делают их плохо окупаемыми. Это не такая широкая ниша, как раньше. Если в советское время можно было рассчитывать на заказ в сотни судов, то сегодня — лишь на десятки.
На всех серьезных форумах мы постоянно заявляем, что правительство должно обратить внимание и на судоходство. Обнадеживает недавно принятое решение о строительстве низконапорной плотины. Это позволит ходить по Волге крупным судам. Надеемся, что наша продукция будет интересна с точки зрения развития туризма. Сегодня ведь есть люди, которые готовы платить за экзотику.

- Какова роль военного заказа для предприятия?
- Она существенна.

- Сергей Кимович, каким Вам видится будущее отечественного речного транспорта и, соответственно, вашего предприятия?
- Судам, подобным нашим, будет трудно пробиваться на рынок пассажирских перевозок России в конкуренции с автомобильным и железнодорожным транспортом. Высокая стоимость эксплуатации делает такие перевозки дорогими, а потому мало востребованными. Если использовать продукцию в туристических целях, то эта ниша может быть занята нашими судами. В них очень нуждаются южные регионы, Санкт-Петербург.
Мы понимаем, что рынок сложный, но продолжаем развиваться, потому что скорость должна быть востребована, а традиции Алексеева — жить!

- Сегодня ваше предприятие — частное, но именно вы наследники великого Ростислава Евгеньевича Алексеева. Как храните память о нем? Какие идеи развиваете?
- Наше предприятие является учредителем благотворительного фонда им. Р.Е. Алексеева. В прошлом году мы очень широко на всероссийском уровне отпраздновали 100-летие со дня рождения выдающегося конструктора. Проведены Всероссийская парусная регата, Всероссийская научно-техническая конференция, торжественные мероприятия с участием руководства области, представителей правительства РФ и гостей из различных регионов страны. Заканчиваем съемку художественного фильма, посвященного Р.Е. Алексееву.
Традиции его живут и являются примером для всех нас. Ростислав Евгеньевич обладал образным мышлением, как скульптор, лепил свои модели и воплощал их в реальные суда. Сегодня чертежи создаются в электронном виде, 3D-моделирование позволяет числовыми методами производить расчеты аэрогидродинамических и прочностных параметров изделия. Сроки от идеи до реализации значительно сократились.

- Ростислав Евгеньевич, можно сказать, создал Либежево — тогда еще поселок городского типа. Чувствует ли предприятие свою социальную ответственность?
- Мы это понимаем и являемся сторонниками традиционных отношений с территорией, на которой работаем. Любое солидное предприятие закладывает затраты на социальную поддержку своих работников. У нас есть коллективный договор, для своих сотрудников предоставляем определенные блага.
Мы понимаем также, что должны создавать хорошие условия для проживания наших работников. Коммунальные проблемы деревни Кузнецово во многом пересекаются с нашими. Взять, к примеру, насосную станцию, которая находится на нашей территории и обеспечивает водой весь поселок. Очистные сооружения тоже должны быть приведены в порядок — реку необходимо защищать. Благоустройство тоже важно. Мы обязательно будем поддерживать местное население и власть в решении насущных проблем.

- Сергей Кимович, спасибо за беседу. Надеемся, что хорошие новости о вашем предприятии станут постоянным информационным поводом для наших публикаций.

Скоро "Валдай-45Р" будет спущен на воду.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

120