Меню
16+

«Знамя». Газета городского округа город Чкаловск Нижегородской области

21.09.2015 14:00 Понедельник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 102 от 15.09.2015 г.

НН. Алексеева о поездке в Европу, дуальном образовании и трудоустройстве выпускников

Автор: Екатерина Кутейникова, фото автора.
Корреспондент.

Н.Н. Алексеева в составе нижегородской делегации на стажировке в Германии.

Осень. А в Чкаловском техникуме транспорта и информационных технологий горячее время. Подходит к концу прием документов для зачисления студентов на первый курс, начинается новый учебный год со своими надеждами, планами, трудностями. О насущных делах и перспективах кузницы рабочих кадров мы беседуем с директором техникума Н.Н. Алексеевой.

- Надежда Николаевна, давайте начнем с итогов. Вы довольны прошедшим учебным годом?

- Вполне. Мы выполнили все, что намечали, и даже больше. Очень довольна выпускниками. Чкаловский техникум транспорта и информационных технологий подготовил более 92 дипломированных специалиста. Семеро наших выпускников окончили учебу с отличием. Рада тому, что к нам пришли работать 5 молодых педагогов. Наши студенты, преподаватели успешно участвовали в многочисленных конкурсах и фестивалях различного уровня. Впервые в областных конкурсах профессионального мастерства мы стали победителями. 1 место в конкурсе «Технологии Победы» заняли студентки 3 курса Мусатова Ангелина и Софонова Ирина, специальность «Прикладная информатика (по отраслям)», их программа была лучшей в области. Станислав Касаткин стал победителем областной олимпиады среди трактористов-машинистов сельскохозяйственного производства.

Удалось решить вопрос с лицензированием автошколы. Для того чтобы она отвечала самым современным требованиям, мы вложили в ее оснащение около 1 млн. рублей. Смогли отремонтировать систему отопления в общежитии. Очень полезной для меня оказалась стажировка в Германии в составе нижегородской делегации руководителей учреждений профессионального образования.

- Расскажите, пожалуйста, об этой поездке поподробнее.

- Это были 10 насыщенных дней учебы на базе немецкой академии сельского хозяйства "Дойла-Нинбург" с посещением образовательных заведений Нижней Саксонии. Цель нашего визита состояла в том, чтобы познакомиться с принципами и современными технологиями в области профессионального образования в европейских странах. Полезными были поездки на сельхозпредприятия Германии, предприятия с источниками возобновляемой энергии (биогаз, солнечные батареи), на завод по производству сельскохозяйственной техники "Grimme".

В Германии покорили четкое планирование и контроль за реализацией плана. Все продумано, дети не мечутся после окончания школы с вопросом "куда податься?". До 4 класса они обучаются в одной школе. Потом их делят: одни идут в академическое образование, другие — в профессиональное. Сориентироваться с выбором профессии помогают учебные центры, которые после ознакомления с учебными местами, особенностями профессий и тестирования дают подросткам рекомендации, в каком образовательном учреждении ее можно получить. На первом курсе техникума студент должен заключить договор с предприятием, куда он пойдет на практику и где  после окончания учебы  будет работать. Если в течение года ему не удается заключить данный договор, его отчисляют, он не востребован именно по выбранной им профессии.

Немцы очень дорожат своей работой, потому что ее мало. На заводах и предприятиях все производство оснащено робототехникой. В Германии очень высокая производительность труда. Ни на заводе, ни в фермерском хозяйстве я не увидела ни одного рабочего, находящегося без дела. Их трудолюбие просто восхищает. И еще восхищает чистота. Удивило, что в учебных заведениях нет дворников. Там просто не мусорят, а порядок наводят без всяких указаний сами преподаватели и дети. Везде цветы, красиво оформленные газоны.

Во Франции нас застигла 40-градусная жара. И еще очень неприятно было повсюду наблюдать полицейских с направленными на тебя карабинами. Видели, как дымятся машины, сожженные мигрантами. Но даже это не смогло испортить впечатление от посещения Лувра, Елисейских полей, Триумфальной арки, Эйфелевой башни и многого другого.

- Что из увиденного в Германии захотелось применить в наших реалиях?

- Еще раз убедилась, что не надо отбрасывать то, что было хорошо раньше: наставничество, общественно-полезный труд. Или, например, дуальное образование. Это забытая форма обучения, при которой теоретическая часть подготовки проходит на базе образовательной организации, а практическая — на рабочем месте. Уверена, мы придем к этому снова. Но для  реализации такого образования необходимы определенные условия со стороны работодателя, который должен быть готов принять студентов учебного учреждения на конкретные рабочие места и софинансировать образовательный процесс. Мне очень хочется, чтобы в нашем районе был создан партнерский совет для того, чтобы решать вопросы как производственников, так и образовательного учреждения.  Коллегиально договариваться о вакансиях, организации практик на рабочих местах, обучении для конкретного работодателя, о создании учебного центра на производстве. Чтобы промышленники повернулись лицом к техникуму. Чтобы молодежь наша оставалась в районе. Чтобы дети знали, что они нужны здесь!

- Надежда Николаевна, а Вы отслеживаете, как складывается судьба ваших выпускников? Например, выпускники этого года испытывают сложности в трудоустройстве?

- Конечно, отслеживаем и даже ведем свою статистику. Выпускники 2015 года: 8 продолжили обучение в вузах, 13 человек выполняют свой гражданский долг — служат в армии, 58 работают, 3 находятся в отпуске по уходу за ребенком.

Специалисты-информационщики, как правило, продолжают обучение либо устраиваются на работу и дальше учатся заочно. Судоводителей трудоустраивают социальные партнеры, затем ребята идут в армию, 25% продолжают обучение в университете водного транспорта, 28% остаются в профессии. Повара, кондитеры работают на флоте и на предприятиях общественного питания района. Наибольшие проблемы в поиске работы испытывают трактористы. В весенний призыв где-то 30%  из них идут служить в армию. И только 20% находят работу по профессии. Это связано с тем, что на территории района нет такого количества сельхозпредприятий и нет у них в том числе возможности иметь много техники. Поэтому мы обучаем ребят вождению по категориям В, С, чтобы у них был шанс устроиться работать водителями.

- Как прошел набор студентов?  

- Было заявлено 5 групп, все они укомплектованы: набрали 25 человек на обучение специальности «Информационные системы (по отраслям)», 26 человек будут обучаться судовождению, 25 получать профессию «Автомеханик», 25 -  «Повар, кондитер», 21 — «Сварщик». Приемная комиссия заканчивает свою работу 1 октября. До этого времени у нас есть возможность зачислить в группу сварщиков еще 4 человека.

1 сентября. Первокурсники.

- Откуда они, ваши студенты?

- В этом году у нас в общежитии проживают 105 человек (без судоводителей, которые на практике). Больше 30% наших студентов из Ивановской области: Юрьевца, Пучежа, Пестяков.

- Дорого им обходится общежитие?

- Нет. Проживание стоит 118 рублей в месяц.

- Надежда Николаевна, и последний вопрос. Каковы Ваши планы, связанные с развитием учебного заведения?

- Надо более четко построить профориентационную работу как среди девятиклассников школ района, так и среди своих выпускников.

В речном пароходстве меняем свой курс, чтобы  работа строилась не только для учащихся 1-4 классов, а проводилась реальная профориентационная работа по профессиям речников с учащимися 7-8 классов. Начался набор в парусную флотилию, воспитанники создадут свое судно.

Необходимо расширять кругозор ребят в профессии, поэтому вводим кружки "Видеодизайн", "Моделирование радиолокационной установки", "Автомобилист", "Деловая культура", "Твоя карьера". Для студентов техникума сделали большие скидки в автошколе, чтобы у них потом была возможность иметь еще одну профессию.

Хочется обновить материально-техническое оснащение по профессиям, приобрести новое лицензионное программное обеспечение по информационным системам, купить новый автомобиль. Продолжится работа по совершенствованию педагогического мастерства и самореализации личности педагога.

В этом году предстоит серьезная проверка техникума Управлением по контролю и надзору в сфере образования. Готовимся к ней, чтобы выглядеть достойно.

- Надежда Николаевна, спасибо за интересную беседу. Удачи в новом учебном году. Пусть все Ваши планы сбудутся!

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

161