Меню
16+

«Знамя». Газета городского округа город Чкаловск Нижегородской области

16.03.2015 13:36 Понедельник
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Большое видится на расстоянии...

Автор: В. Большакова

В конце января в Москве состоялись ставшие традиционными Международные рождественские чтения. В работе форума приняла участие и Чкаловская делегация. Со всех уголков России съехались люди, для которых небезразлична судьба молодого поколения, духовно-нравственное состояние общества и дальнейшее развитие государства Российского. Своими впечатлениями о конференции с нами поделилась Кошлакова Екатерина Александровна, заместитель директора по воспитательной работе Сицкой школы.

- Чем дальше отодвигается событие во времени, тем ярче становятся наиболее значимые для меня моменты этих трёх дней, проведённых в Москве. В памяти возникают картинки и образы, которые заставляют снова и снова возвращаться к ним и размышлять. Ненужное само отпадает, и остаётся, как я думаю, самое важное. Есть над чем подумать.

- Екатерина Александровна, передать смысл можно?

– Трудно. Но я попробую. В кремлёвском дворце я была в первый раз. Пришли мы с коллегой за 15 минут до начала пленарного заседания – все места уже заняты или придерживаются. Стоим мы в толпе и думаем: придётся простоять все заседание на ногах. Уже смирились с этим. Вдруг подходит к нам женщина, именно к нам, хотя вокруг нас много людей: «Вас двое? Мои уже разделись. У меня там два местечка свободных есть. Недалеко». Вот он, Божий промысел!

-Что вас так впечатлило, что помнится до сих пор?

-Не буду подробно рассказывать: по телевидению показывали. Тему обозначили, но мы давно ее знали. У нас ведь уже прошли Нижегородские Чтения. Запомнилось интересное видео. Я его про себя так назвала: «Зачем надо выбирать православие?» Это я к тому, что в новом факультативном курсе ОРКСЭ (основы религиозных культур и светской этики) и родителям четвероклассников предлагается выбрать для детей один из шести модулей. От непонимания или легкомыслия многие родители выбирают основы светской этики. Очень убедительно в пользу выбора основ православной культуры (ОПК) говорили обычные и известные люди, батюшки. Когда меня родители и учителя спрашивают, а почему не светская этика, я отвечаю –  вам мало телевидения?

-Убедил ли вас ролик?

-Я-то  давно убеждена. Говорят свободным языком, не навязывая свое мнение. Хочу этот ролик родителям показать. Но пока в Интернете его не нашла.

-Ектерина Александровна, вы говорите – родителям. А я думаю, в первую очередь, — учителям. Часто выбор родителей в большой степени зависит от позиции учителя. Не так ли?

-Мне проще про это говорить. В нашей школе есть такая позиция. Духовно-нравственное воспитание ведётся на основе основ православной культуры с 1 по 11 класс, в разных формах. И методика наработана, и учебники хорошие, и учитель есть.

-А давайте проецировать на район. Ведь не во всех школах ведётся такая работа, как у вас. Так ведь?

-Согласна. Почему? Убеждена я в том, что преподавать этот  (да и не только) предмет должны люди с горящими глазами, заинтересованные. Можно и курсы пройти. Выучиться можно, если у педагога есть интерес, желание и понимание значимости предмета в нравственном воспитании ребёнка.

-Что говорилось о цивилизационном выборе Князя Владимира?

-В основном говорили, почему князь Владимир выбрал православие. Хотя у него была возможность выбрать другие религии.

 -Чем для вас закончился первый день Чтений?

-После пленарного заседания был достаточно интересный концерт. Но мы ушли чуть раньше, хотели ещё в Сретенский монастырь попасть. По дороге Надежда Владимировна мне Москву показывала.

-Самые яркие моменты второго дня?

- Второй день у нас начался с Данилова монастыря. Сходили, поклонились основателю Москвы. Потом начались секции. Поехали в Литературный институт на секцию языкознания.

-Вы же экономист?!

-Я с детства задумывалась над смыслом разных слов и фраз. А сейчас очень хочется заглянуть в самую суть слова. Почему?- Удивительно, что русский язык практически единственный язык, в котором суть содержится в букве. В латинском языке буква – просто начертание (обозначение) звука. А в церковно-славянском каждая буковка – это уже отдельное слово. И когда их вместе собираешь – это истина для человека. Когда я грамоту ведаю, я творю добро.

-Екатерина Александровна, наверное, есть и другая причина вашего интереса к языкознанию?

-Да. Меня как любого обычного человека раздражает в современной речи засилье иностранных слов. Мы же русские люди, и нам важно сохранить свою ментальность. Как говорится, разделяй и властвуй! Так сейчас и происходит: нас потихоньку разделяют. Сначала словами. А потом…  

 Где-то иноязычные слова, конечно,  нужны, например, в науке. Они обоснованно используются в терминологии, так как эквивалента им в родном языке нет. Но, скажите, какой смысл несёт в себе, к примеру, модное сейчас слово «волонтёр»? Пустое слово. Его ещё надо себе мысленно перевести на русский язык — добровольцы. И  чем, скажите, хуже добровольчество, добро + воля. От него родным теплом веет.

-Думаю, эти мысли как-то связаны с вашей педагогической деятельностью?

-Естественно. Для меня лично очень важно, чтобы дети не просто говорили по-русски, но и понимали, о чём говорят. Ведь в нашем языке слова многозначны, имеют скрытый смысл. Сравните слова «кушать» и «жрать»,  и сами сделайте вывод о данной ими информации и месте употребления. Или  — ну и лиса же ты – сразу ясно, что хитрая.

-Коротко о третьем дне, пожалуйста, расскажите.

- Коротко не получится, но постараюсь. В третий день я побывала на трёх секциях – меня многое интересует. Они проходили в храме Христа Спасителя. Удобно, что в специальном месте и рядом.  Сначала пошла на секцию «Святые русские княгини». Почему? – У нас нет гендерного (по половому признаку) воспитания – классы смешанные. Мальчиков мы воспитываем на примерах   исторических личностей: Александра Невского, князя Владимира, Сергия Радонежского и др. А вот какие идеалы у девочек? – Скорей всего, актрисы. Те, что видят дети на телеэкране. Пошла на секцию и услышала, что есть множество образов великих женщин: матерей, бабушек. Их всех отличает верность семье, мужу, детям, верность родине. Верность родине начинается с верности мужу, религии, вере. Русские князья женились на заморских принцессах. И те  принимали православие. Это важно не только для мужа, но и для новой родины. И святые княгини много делали доброго для новой родины. Почему бы девочек не воспитывать на этих образах?

- Екатерина Александровна, но ведь ребят можно воспитывать и на образах классической литературы, которую они изучают в школе.

-К сожалению, дети сейчас мало читают. Спасибо правительству, что 2015 год объявлен годом литературы. Для нас это так важно. Цивилизационный выбор князя Владимира принёс Руси вместе с православием грамотность. Вспомните имена: Борис и Глеб, Кирилл и Мефодий и Год литературы. Надо брать все в совокупности. Велика сила слова. Поэтому мы закладываем в общешкольный план воспитательной работы мероприятия соответствующей проблематики не только для школьников, но и для их родителей.

-Что-то ещё вас захватило?

-Секция-презентация. Нам показали два фильма (из пяти) сериала «Православный мир России». Я привезла диск с фильмом. Скажу только, что это замечательный фильм для работы классных руководителей в начальной школе. Доступно, на материале русских сказок, трёхминутные мультфильмы заставляют ребёнка   мыслить и самостоятельно давать ответы на поставленные проблематичные вопросы.

Ещё один фильм для студентов и старшеклассников – «Геологоразведка». Фильм о происхождении жизни на Земле. Мы его уже показали старшеклассникам. Ребят тема очень заинтересовала, они написали свой отзыв и послали режиссёру.

А вот после показа фильма «Думаешь ли ты о России?», давно появившегося в Интернете под маркой – запрещённый социальный ролик, старшеклассники спросили: «Это про нас что ли?» Прямо поставленный, хотя и грубо, вопрос: а ты готов для России работать? Или ты, неблагодарная свинья, на Запад стремишься, — заставил ребят крепко подумать. Успела ещё сходить на секцию «Преподавание ОРКСЭ в школе».

-Вот мы с вами и замкнули круг: с чего начали, к тому и пришли. Что же там вас тронуло?

-Интересные выступления педагогов из разных уголков России, единомышленников, преподавателей ОРКСЭ, душой болеющих о падении нравов в обществе.

А в памяти осталось яркое выступление одного батюшки. Он говорил о том, почему не получается воспитать ребёнка правильно. У нас структура семьи перевёрнута. Семья – это малая Церковь. В ней должна соблюдаться определённая иерархия: сначала отец, потом мать, и лишь затем – ребёнок. А как у нас строится семья? – Батюшка с юмором, образно пояснил: «У нас система перевернута с ног на голову. Во главе семьи стоит маленький божок – ребёнок. Дальше идёт его мать – жрица, которая боготворит своего божка. Но есть ещё в семье экономический придаток, который постоянно пытается найти себе другую жрицу». Смешно? Да, если не было бы так грустно. Посмотрите на современную семью, и в действительности увидите, что это именно так. Женщина с головой уходит в воспитание ребёнка (Ах ты, мое солнышко, моя лапушка!), отодвигая в сторону отца и снимая с него всякую ответственность. Модель такой семьи у нас повсеместна. Отсюда и появляются безответственные взрослые мужчины.

-Я согласна с вами. Много об этом сейчас говорят, но  все-таки пример мамы, главной в семье, всегда перед глазами ребёнка. Что, несомненно, даёт и свои плоды.

-Часто говорят, что молодёжь у нас непробиваемая. Неправда. Это мы непробиваемые, забетонированные внутри. Не позволяем душе раскрыться. Маску надели и пошли. Вспомните, как нас учили в школе, в институте (да и сейчас учат), что человек – существо социальное. И он должен иметь несколько масок: в классе – одна, дома – другая, на улице – третья. Много ролей у человека, но душа-то одна. И не маска она, а лицо. Когда есть у человека лицо (душа), его видно во всем: и в работе, и в семье, и в развлечениях. И наша задача, задача педагогов, родителей – помочь маленькому человеку ощутить свою душу. Но начинать надо с себя.

думаю, что у вас впечатлений о поездке гораздо больше, чем вы обозначили. Но пришла пора заканчивать нашу беседу. Что бы вы хотели сказать, чтобы подвигнуть наших читателей к размышлению?

-Хочу предложить вашему вниманию небольшой рассказ — боль  нашей попутчицы. Работает она в Москве в СМИ, редактором на радио. Сидим в «Ласточке», обсуждаем Чтения. Извинившись, она вступает в разговор. «Меня пугает то, что творится кругом.  Воспитатели – женщины, учителя – женщины, дома – женщины. И воспитание строится по женскому типу. И уже девочки в классе, когда мальчик хочет проявить инициативу, отодвигают его бесцеремонно: а мы впереди, а мы первые. И даже мысли у девочек не возникает дать слово сначала мальчику. А мне больно: мой ребёнок-шестиклассник ходит в воскресную школу и знает, как правильно надо поступать с точки зрения православной морали, а нигде этого нет. Надо детям рассказывать о своих православных корнях, о духовности. И неправда, что молодые не хотят слушать. Просто некому рассказывать».

   После её слов я сразу вспомнила одно из пророчеств святой Матроны Московской: «Будут люди, которые захотят это услышать, но не будет учителей». И я вижу, что дети открыты новым знаниям и просят: «Да, я готов задавать вопросы, расскажите мне ещё. Я не знаю, но я хочу знать, что об этом думают другие люди. Откройте для меня этот мир». Дети просят открыть им мир Православия, а учителя и родители не готовы: им самим надо открывать его.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

193