Меню
16+

«Знамя». Газета городского округа город Чкаловск Нижегородской области

20.02.2014 20:36 Четверг
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 18 от 18.02.2014 г.

Заметки с Рождественских чтений-2014

Автор: В. Большакова
22-е Международные Рождественские образовательные чтения «Преподобный Сергий. Русь. Наследие, современность, будущее» проходили в Москве 26-29 января 2014 года. В работе пресс-конференций, секций, семинаров, Круглых столов, мастер-классов по восемнадцати направлениям приняла участие и Чкаловская делегация в составе 6 человек из учреждений образования под руководством куратора по вопросам образования Чкаловского Благочиния Китаичева В.Е.

- В юбилейный год 700-летия со дня рождения преподобного Сергия Радонежского хочется напомнить: Преподобный был великим молитвенником о Руси, просветителем, тружеником. Он показал всему народу, что вера не должна быть пустым звуком, она должна быть делом во имя Божие и ближнего. Образ Преподобного Сергия Радонежского близок и понятен русскому человеку, несмотря на много веков, отделяющих нас от него.

В российской традиции образованный человек имел больше возможностей для служения Богу, Отечеству, людям. Судьба будущей России лежит в руках учителя, преданного делу, способного обучать и воспитывать, развивать приверженность исконным духовным ценностям, любовь к Отечеству, его истории, культуре, языку, заботу о его будущем.

«Иметь чистоту душевную и телесную и любовь нелицемерную, смирением украшать себя, единомыслие друг с другом хранить», — завещал нам преподобный Сергий (из Обращения владыки Георгия к педагогической общественности Нижнего Новгорода в 2013 г.).

В этом году в работе Рождественских чтений приняли участие более 15 тысяч человек. Цель форума — выработка единой стратегии действий всех участников и организаторов: образования, социального служения, медицины, тюремного служения, средств массовой информации, культуры, работы с молодёжью. Выстраивание отношений церкви и государства. Опыт последних лет показывает, что в духовно-нравственном оздоровлении общества нужна активная работа Церкви, культуры, образования, средств массовой информации.

Сорокина Н.Б.,

главный специалист отдела образования

 

Ярымова Надежда Зиновьевна, учитель русского языка и литературы МБОУ Чкаловская СОШ №5:

- Международные образовательные чтения в городе Москве я посещаю второй раз. Нынче это были 22 чтения на тему: «Преподобный Сергий. Русь. Наследие, современность, будущее». Они торжественно открылись Святейшим Патриархом Московским и Всея Руси Кириллом в Государственном Кремлёвском дворце. Первый день Чтений – всегда праздничный. Сама атмосфера Кремлёвского дворца, организация открытия, именитые гости, концерт для слушателей – всё воодушевляло.

На сцене награждались победители Международного конкурса детского творчества «Красота Божьего мира» и победитель Всероссийского конкурса в области воспитания и педагогики «За нравственный подвиг учителя».

В этот же день наша группа посетила музеи Кремля – храмы. Полюбовались мы золотыми куполами кремлёвских соборов, Царь-пушкой, колокольней Ивана Великого, кремлёвской зубчатой стеной.

А 29 января Чтения работали по различным направлениям. Мы занимались в зале церковных соборов храма Христа Спасителя, где проходила конференция «Православная культура и современность». На мой взгляд, особенно ярким было выступление епископа Элистинского и Калмыцкого Зиновия «Православная культура в светской школе в контексте выстраивания непрерывной системы религиозного образования от дошкольных до высших учебных заведений», а также выступление члена-корреспондента РАО, доктора психологических наук Слободчикова А.И. о том, какою должна быть православная педагогика в школе.

Нашему вниманию был предоставлен перечень УМК (учебно-методический комплекс) по ОПК (основам православной культуры), ОРКСЭ (основам религиозных культур и светской этики).

В фойе зала были организованы различные выставки: современных икон, написанных к празднованию 700-летия Сергия Радонежского, детских рисунков «Красота Божьего мира», детских фоторабот, а также ярмарка «Радость слова», где можно было приобрести всевозможную литературу, и выставка-продажа церковных изделий.

Восхитили рисунки детей: светлые, радостные, полные любви.

Неизгладимое впечатление оставил храм Христа Спасителя – сердце Москвы.

В общем, Чтения дают возможность каждому участнику повысить как свой образовательный, так и культурный уровень. Но главное, они позволяют ощутить себя частицей общего благого дела – дела возрождения Русской нации.

 

Руководитель РМО учителей, работающих по духовно-нравственному воспитанию, Новожилова Н.В.:

- 22-й раз проходят в Москве Рождественские образовательные чтения. Начинаясь со скромной конференции, они превратились в международный форум, который объединил думающих, деятельных, а главное, любящих свою землю и свой народ людей, готовых принимать разумные решения и ответственно трудиться над их воплощением.

Посмотрите, как широк спектр вопросов, обсуждаемых на Чтениях:  парламентские встречи и защита материнства, строительство храмов и внешние связи, образование и взаимодействие с Вооружёнными силами, монашеская традиция и культура (иконопись, пение, литература, издательская деятельность и работа с молодёжью)...

Четыре дня работы — не столько обозначение проблем, сколько обмен живым опытом строительства жизни в согласии, единении и радости, опытом собирания народа, опытом служения.

22-е Международные Рождественские чтения убеждают, что наступает время, когда количество переходит в качество. Какие же качественные изменения произошли в образовательной сфере, самой обширной и представительной? Разработаны и прошли стандартизацию несколько методических комплексов для преподавания православной культуры начиная с детского сада и заканчивая высшим учебным заведением. Причём, осуществляется право родителей воспитывать ребёнка в традиции своей культуры, образовательная школа может выбрать учебник из четырёх вариантов. Осмыслен опыт не только воскресных школ и гимназий, но и кадетских казачьих, православных школ с религиозным компонентом, с этнокультурным русским компонентом.

Очень интересна была в этом году секция церковнославянского языка. Мы плохо представляем, насколько велика роль языка, созданного св. Кириллом и Мефодием, в становлении русской культуры и русского человека. Две звёздные вершины блистают в небе русской цивилизации: А.С. Пушкин и св. Кирилл и Мефодий. Равноапостольные братья создают язык для разговора нашего народа с Богом и для сохранения истины. Это язык наднациональный – и для румын, и для сербов, и для болгар, и для украинцев, и для русских – язык соборный, язык высоких мыслей и чувств.

Какие бы влияния, какую бы агрессию не испытывал на себе русский язык – германизмы Петровской эпохи, галлицизмы 19 века, вал жаргонизмов в наше время – церковнославянский язык, как краеугольный камень во главе здания, остался неизменен, сохранён и сейчас предстаёт как величайшее сокровище. А.С. Пушкин нашёл культурную нишу для церковнославянского языка. Он утвердил его в литературе. Кто не знает наизусть строк:

Зима…Крестьянин, торжествуя, на дровнях обновляет путь…

Вот бегает дворовый мальчик, В салазки Жучку посадив, себя в коня преобразив.

Праздник Преображения Господня присутствует в повседневной жизни, в памяти каждого из нас благодаря гению Пушкина.

Разговор о жизни священного языка завершился созданием проекта «Международной академии церковнославянского языка», это пример работы только одной секции одного направления Чтений.

В работе каждого круглого стола, каждой площадки, каждой конференции были свои достижения. Чтения имеют статус образовательных, они направлены на созидание национальной культуры, на утверждение русской цивилизации, на освоение тысячелетнего опыта украшения земли, называемой Россия. Очень хочется, чтобы укреплялось желание изучать и опыт, и культуру, и традицию своего дома.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

141