Меню
16+

«Знамя». Газета городского округа город Чкаловск Нижегородской области

23.12.2013 13:59 Понедельник
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 141 от 19.12.2013 г.

Борьба за скорость. Он был ее рабом и повелителем

Автор: Е. Пышкова
специалист экспозиционного и выставочного отдела.
XX век подарил человечеству новые виды транспортных средств. Два из них — суда на подводных крыльях и экранопланы — связаны с именем выдающегося ученого и талантливого конструктора-судостроителя Ростислава Евгеньевича Алексеева, который и поныне занимает особое место не только в отечественном, но и в мировом судостроении. 18 декабря 2013 года Ростиславу Евгеньевичу Алексееву исполнилось бы 97 лет.

При знакомстве с жизнью Р. Алексеева поражает его исключительная целеустремленность, творческая интуиция. С юношеских лет он мечтал о скоростных судах, скорость была его заветной целью до конца жизни: от скоростных яхт оригинальной конструкции он обратился к судам на подводных крыльях, а затем перешел к летающим кораблям – экранопланам. Р.Е. Алексеев стал одним из тех, кто положил начало эпохе практической эксплуатации пассажирских судов на подводных крыльях и экранопланов.
Главный конструктор Алексеев – организатор целой отрасли скоростного судостроения.
Кредо Алексеева — «Скорость определяет темп жизни: темп созидания и темп потребления и, в конечном счете, темп развития общества».
 Река – столько в ней красоты и силы, веками люди мечтали покорить эту стихию. В начале 20 века судовладельцы лишились покоя, в воздухе и на воде взят рубеж скорости в 100 км/ч.
В 1957 году на воду был спущен теплоход «Ракета» – первенец крылатых кораблей. «Ракета» стала сенсацией Московского Международного съезда молодежи. На Брюссельской выставке 1958 года «Ракета» завоевала золотую медаль. Впервые мир узнал о нашем соотечественнике Р.Е. Алексееве.
Ростислав Евгеньевич – человек, который создал лучшее в мире конструкторское бюро по судам на подводных крыльях. Весь его коллектив работал по принципу: новый год – новый пароход, ежегодно выпускали новые модели кораблей, многие из них не имеют аналогов до сих пор. В год триумфа «Ракеты» Алексееву было сорок лет.
Дальше создание скоростных судов пошло стремительным темпом. Сразу после «Ракеты» появляются «Метеор», «Беларусь» и «Чайка», затем газотурбоход «Буревестник», катер «Волга», морские суда «Комета» и «Вихрь»  -  все это великолепие и разнообразие создается за пять – семь лет.
Речные пассажирские суда на ПК строились  на многих судостроительных заводах (Сормовском, Федосийском, Зеленодольском, Гомельском и др.). Они успешно эксплуатировались на большинстве судоходных водоемах СССР и далеко за его пределами.
Работа «алексеевского» коллектива по созданию речных пассажирских судов на ПК как выдающаяся в области скоростного судостроения была представлена к Ленинской премии.

«Процесс развития будет продолжаться, и появятся новые способы поддержания и, следовательно, новые виды транспорта. Наверное, это будут грузовые ракетопланы и другие аппараты на новых принципах движения. Человек далеко еще не познал всех возможностей физики окружающей нас среды, таящих в себе колоссальную энергию и возможность».
                                                                                            Р.Е. Алексеев.  

                                   
Но главный конструктор продолжает задумываться о дальнейшем повышении скорости судов. У Р. Алексеева была громадная инженерная интуиция, он видел то, что другие не могли увидеть. Алексеев всех приучал наблюдать: «Учитесь наблюдать. Читать нас научат, а вот наблюдать нет. Читая, мы усваиваем мысли того, кто пишет, а наблюдая, вырабатываем свои».  Он знал, что если хорошо разогнаться, то по воде можно бежать, лететь!  И еще он знал, что пришло время совершить вторую революцию в кораблестроении. Начинается новая эра в освоении скорости.
После серии научных экспериментов Р. Алексеев представил миру свои новые творения — экранопланы и экранолеты. Наиболее известным экранопланом  нового поколения является гигантский корабль-макет КМ, его скорость достигала 550 км/ч – абсолютный рекорд скорости всех времен для судов. До сих пор КМ остается самым большим летательным аппаратом в мире.
…Крылатый мечтатель России, покоритель воды жил с мечтой о небе. Он мечтал, как однажды с его гигантского космодрома в небо взлетит корабль, который одолеет земное притяжение и унесется с людьми на борту к иным планетам, к иным мирам не слугой, а хозяином пространства,  времени и скорости.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

77