16+

«Знамя». Газета Чкаловского района Нижегородской области

Главная / Статьи / "Воздушный мост через Северный полюс"
11.07.2017 16:12
  • 5
  • 1

Категории:

"Воздушный мост через Северный полюс"

Экипаж самолета АНТ-25.

Восемьдесят лет назад, 18 июня 1937 года, отважные лётчики Герои Советского Союза Валерий Павлович Чкалов, Георгий Филиппович Байдуков и Александр Васильевич  Беляков стартовали из Москвы на одномоторном самолёте АНТ-25 в дальний беспосадочный перелёт. Через 63 часа 25 минут героический экипаж блестяще завершил небывалый воздушный рейс на американском аэродроме Барракс, близ города Портланда. Советские пилоты открыли кратчайший путь из Москвы в США — через Северный полюс.

Из воспоминаний Героя Советского Союза, генерал-полковника авиации                     Г.Ф. Байдукова и Героя Советского Союза, генерал-лейтенанта авиации А.В. Белякова:

"…Ранним утром 18 июня 1937 года штурман самолёта АНТ-25 А.В. Беляков сделал первую запись в бортовом журнале: "Взлёт — 4 часа 04 минуты". Наша одиннадцатитонная машина оторвалась от бетонной дорожки Щёлковского аэродрома — Валерий Павлович мастерски совершил этот очень сложный взлёт! — и, слегка покачав своими ярко-красными крыльями, взяла курс на Север".

"…Трудностей на пути оказалось немало. Уже в районе Кольского полуострова нас встретил первый циклон. Правда, мы не боялись полёта вслепую: на доске приборов пилота — много прекрасных приборов, но полёт в облаках связан с обледенением. Тогда это было серьезной опасностью: в ту пору на самолётах не было ещё никаких устройств против обледенения крыльев и хвостового оперения. Особенно дорого обошлась нам борьба с циклоном, повстречавшимся в Баренцевом море. Когда мы, наконец, выбрались из него и самолёт освободился ото льда, антиобледенительной жидкости для винта у нас почти не оставалось.

Были в нашем полёте и другие трудности. Предполагая, что высота верхнего слоя облачности в Арктике в среднем не превышает 3500 метров, мы взяли ограниченное количество кислорода — всего на 8 часов, намереваясь использовать его главным образом уже во второй половине пути. На деле же оказалось не так: облачность часто заставляла нас подниматься выше 3500 метров. Экономя кислород, мы изрядно "хлебнули" кислородного голодания. К концу перелёта кислорода едва хватило лишь для сидевшего за штурвалом Г.Ф. Байдукова. Много осложнений вызвал перелёт через так называемый полюс недоступности. Дело в том, что у магнитного полюса невозможно пользоваться магнитным компасом. Тут нас выручило блестящее штурманское мастерство А.В. Белякова, в совершенстве знавшего все премудрости астрономической навигации.
Никакие трудности не были страшны лётчикам, за спиной которых стоял многомиллионный советский народ, вся советская страна, внимательно следившая за ними.

И вот — под нами территория США. Самолет идёт на посадку. В бортовом журнале появилась последняя запись: "Посадка — 16 часов 20 минут, 20 июня 1937 года".

Самолет АНТ-25 приземлился а Америке.

Мысли, чувства экипажа хорошо выразил в те дни наш друг и командир В. П. Чкалов. Он писал: "Мы летели на Север, через полюс, надо льдами Центральной Арктики, над тундрой и горными хребтами Канады не для личной славы. Мы хотели показать всему миру возможности и силы советской авиации, мощь и технику советской страны. Мы хотели умножить славу своей Родины".

ВЕСЬ МИР в те дни восхищался успешным завершением перелёта. Наша тройка привлекала на редкость большое внимание печати, радио, кино. С первого момента пребывания на американской земле мы ощущали на себе подлинный восторг американцев, их восхищение мастерством, личными качествами советских лётчиков".

Один из американских лётчиков сказал: "Сан-Франциско может похвастаться своими висячими мостами. Это действительно чудо мировой техники. Но советские лётчики перекинули третий мост, не менее дивный, чем наши мосты, — мост, связывающий Советский Союз и США через Северный полюс".

Через 80 лет радостно осознавать, что в дело развития мировой авиации свой огромный вклад внесли наши лётчики, совершившие первый в мире беспосадочный перелёт из Москвы через Северный полюс в США.

Автор: Ю. Крючкова.
Ведущий научный сотрудник музея В.П. Чкалова, фото предоставлено Мемориальным музеем В.П. Чкалова.

Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите, пожалуйста, необходимый фрагмент и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам. Заранее благодарны!

Оцените, пожалуйста, этот материал по 5-бальной шкале:

Выберите один вариант

Всего проголосовало 0 человек

11.07.2017 - 10.08.2017

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

Реклама

Здесь может быть Ваша реклама
Вверх